Любой рост цен, даже если его покрывает правительство, приводит к подорожанию других потребительских товаров и услуг и запускает цепочку инфляции. Подобное мнение выразил AliQ Media экономист, исполнительный директор Союза общественных защитников Арам Григорян.
По его словам, договор между правительством Армении и компанией «Веолиа джур» позволяет компании раз в полгода обращаться в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) с заявками на повышение тарифов. Основанием для пересмотра могут стать четыре фактора: изменение тарифа на электроэнергию, инфляция, изменение курса валют и, самое главное, количество использованной воды.
Отметим, что 29 ноября Комиссия по регулированию общественных услуг единогласно приняла решение о повышении с 1 января 2023 года тарифа на воду в Армении на 8,42 драма, с 200 до 208,42 драмов. При этом правительство намерено в течение года субсидировать разницу в тарифах, и цена для потребителей не изменится.
«Компания может подавать заявку на изменение тарифа при изменении любого из четырех факторов. И не стоит говорить только о подорожании, потому что нормальные компании должны подавать заявки и на снижение тарифов. К сожалению, в Армении так не происходит», — отметил Григорян.
По его словам, заявление правительства о субсидировании тарифа и том, что граждане не ощутят подорожания на себе, не вполне соответствует действительности.
«Все обсуждают субсидию на дополнительные 8 драмов, но никто не говорит, что правительство будет опять же платить из кармана потребителей, просто другим способом. А это недопустимо. И следующий самый большой экономический блеф, который анализируется, что этот рост цен не отразится на потребителях. Но любой рост цен, если даже его покрывает правительство, приводит к подорожанию других потребительских товаров и услуг и запускает цепочку инфляции. Так что независимо от субсидии государства рост цен на воду приведет к подорожанию других товаров, которые связаны с водой», — сказал Григорян.
Также эксперт видит проблему в том, что при принятии решений, КРОУ делает свои расчеты на основе данных, которые предоставляют компании, что открывает для них широкие возможности.
«Наша организация — всегда очень активно работала с Комиссией, но проблема в том, что наши мнения обычно не учитываются, и мы даже перестали ходить на заседания. Комиссия фактически стала политическим органом. А она была создана, чтобы действовать вне политики. Так что никакие обоснования там не работают. Я не принимаю обоснования компании “Веолиа джур”, потому что в сфере общественных услуг она работает хуже всех», — сказал Григорян.
В частности, по его мнению, компания не предоставляет клиентам ряд утвержденных услуг, за которые получает плату, например, по обслуживанию многоквартирных домов, канализаций и так далее.