1 декабря министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал пресс-конференцию, на которой в числе других вопросов коснулся армяно-азербайджанского урегулирования. Представляется, что попытка лавровской трактовки сути основополагающих проблем между Баку и Ереваном, мягко говоря, притянута за уши и обильно пропитана мифами лавровского же сочинения. Мы постараемся развенчать эти мифы, отталкиваясь исключительно от фактов.
Миф первый
«После начала спецоперации в Украине Вашингтон и Париж официально заявили, что не будут работать с Москвой нигде и ни в каком формате. Тем самым они объявили о завершении деятельности Минской группы ОБСЕ. Поэтому, когда наши армянские коллеги иногда вспоминают о МГ, мы говорим им, что этот вопрос нужно адресовать не нам, а США, Франции и, конечно же, Азербайджану, поскольку без его участия любые посреднические усилия бессмысленны», — заявил Лавров.
В реальности крест на работе МГ ОБСЕ поставила сама Россия, приняв в обход МГ ОБСЕ участие в 44-х дневном сговоре и разделив Арцах с Турцией и Азербайджаном. После чего Путин, как он сам потом признался, набросал бумажку, на которой фиксировались изначально спланированные и одобренные им же итоги 44-х дневного кровопролития армян и азербайджанцев и которая под его личным нажимом и при его участии была подписана Пашиняном и Алиевым 9-го ноября. После этого при посредничестве Москвы было подписано еще три бумажки: 11 января 2021 г. в Москве, 26 ноября 2021 г. и 31 октября 2022 г. в Сочи. Таким образом, именно Москва оттеснила от урегулирования остальных сопредседателей Минской группы — США и Францию, став фактически единоличным модератором карабахского конфликта.
Еще одно немаловажное обстоятельство — в реальности те же США никоим образом не отказываются от сотрудничества с РФ в формате Минской группы ОБСЕ. Об этом пару недель назад заявил американский сопредседатель МГ Филип Рикер на слушаниях в Конгрессе, отвечая на вопрос конгрессмена Боба Менендеса. «Мы готовы разговаривать с Россией, и было бы неверно, если бы мы от этого отказались. Полагаю, что мы должны вести диалог с Москвой по Карабаху так же, как это делается в женевском формате в случае Грузии», — отметил Рикер. Важно подчеркнуть, что и до этого неоднократно делались аналогичные заявления представителями Госдепартамента.
Миф второй
«Похоронив МГ ОБСЕ, Франция и США теперь пытаются посредническими усилиями компенсировать эти похороны за счет приватизации договоренностей, достигнутых с участием РФ. Например, проводят в Брюсселе заседание комиссии по делимитации. Ну, и армяне, и азербайджанцы — люди вежливые, они туда ездят. Но как можно обсуждать делимитацию, не имея на руках карты бывших союзных республик, которые существуют только в российском Генштабе, мне представить трудно», — заявил г-н Лавров.
То, что оттесненные РФ от карабахских переговоров США и Франция начиная с 24 февраля 2022 года (вторжение РФ в Украину) инициировали активную работу с целью своего возвращения в процесс — бесспорный факт. Также бесспорный факт то, что целью Запада в карабахском урегулировании является окончательное вытеснение России с Южного Кавказа.
Весь вопрос в том, что, «разоткровенничавшись», министр Лавров по вполне понятным причинам предпочел умолчать о целях и итогах последней сочинской встречи своего шефа с лидерами Армении и Азербайджана. Хотя лавровская фраза «ну, и армяне, и азербайджанцы — люди вежливые, они туда ездят» дает об этих целях предельно ясное представление.
Миф же «о картах, существующих только в российском Генштабе», был запущен в свое время все тем же шефом Лаврова с целью хоть как-то обосновать исключительность Москвы в качестве посредника и в процессе определения границ между Арменией и Азербайджаном. В то время как в реальности в открытом доступе существуют десятки карт, включая работы советских геодезистов.
Миф третий
«Азербайджан готов предоставить армянам Карабаха гарантии прав, которыми обладают другие граждане Азербайджана», — заявил российский министр.
Оставив на совести г-на Лаврова права, которыми наделены граждане династического Азербайджана, необходимо сразу же задаться вопросом о целях присутствия в Арцахе российских военных. Если арцахцам не грозит быть вырезанными или депортированными, то по меньшей мере непонятно, что там все еще делают российские военные? И действительно ли в таком случае Россия готова самоустраниться от решения данной проблемы, наплевав на зафиксированные в трех бумажках собственные обязательства?
Отталкиваясь от всех предыдущих заявлений самого Лаврова и, главное, его шефа, представляется возможным предположить, что на самом деле уходить из Арцаха Россия не собирается. Во всяком случае в обозримом будущем и добровольно. Поскольку планы военного присутствия в Арцахе Москва лелеяла начиная с самого прекращения активной фазы конфликта в 1994 году. Именно это присутствие стало главным бонусом, полученным Россией за предательство в 2020-м собственного союзника — Армении. А добиться продления этого присутствия Москва может лишь одним способом — сохраняя карабахский конфликт неурегулированным.
Миф четвертый
«Еще в 2012 г. РФ внесла предложения, и если бы они были приняты, карабахский вопрос был бы закрыт навсегда. Концепция отсрочки статуса Карабаха была очень простой: армяне уходят из пяти азербайджанских районов вокруг Карабаха, оставляя два района, которые связывают Армению с Карабахом, и судьба этих двух районов — а они азербайджанские, никто не оспаривает — будет решена со временем, при определении статуса Карабаха. Именно тогда впервые появилась концепция переноса вопроса о статусе “на потом”, на следующее поколение», — заявил Лавров.
Говоря о «предложениях», российский министр проявил излишнюю скромность, умолчав о том, что все эти годы речь шла о «плане Лаврова». С учетом постоянного характера повышения планки алиевских требований к Армении, совершенно понятно, что в результате сдачи пяти районов, карабахский вопрос точно не был бы «закрыт навсегда». Совершенно определенно это мог бы подтвердить тогдашний президент Армении Серж Саргсян по итогам переговоров в Казани в июле 2011 г., на которых, кстати, присутствовал и Лавров. Также понятно, что ни вчера, ни сегодня, ни завтра определять окончательный статус Арцаха Москва явно не намерена. Любой статус Арцаха для России означает уход ее военных из Арцаха и Армении, а значит, и с Южного Кавказа. И это прекрасно и намного лучше других понимает и жонглирующий «планом Лаврова» фокусник со Смоленской площади. Отсюда все разговоры «о потом», «о будущем», «о следующем поколении».
Миф пятый
«На встрече в Сочи мы хотели понять, в какой степени наши партнеры готовы сейчас решить все вопросы, а вопрос статуса Карабаха оставить на “потом”. Однако президент Алиев и премьер-министр Пашинян привезли в Сочи из Праги документ c собственной готовностью подписать мирный договор, руководствуясь Уставом ООН и Алма-атинской декларацией. В последней четко сказано, что границы между новыми государствами будут основываться на границах бывших союзных республик СССР, где НКАО однозначно входит в состав Аз. ССР. И когда после подписания этого соглашения наши армянские партнеры говорят нам, чтобы РФ подтвердила свои предложения по статусу Карабаха, ну вы же понимаете, что это не столько из “оперы” ведения переговоров, сколько из другой “оперы”, — заявил Лавров.
То, что сама Россия нарушила Алма-атинскую декларацию, как минимум, трижды, вторгнувшись в Грузию в августе 2008 г., в Украину в феврале 2014 г. и вновь в Украину в феврале 2022 г., является неоспоримым фактом. Являясь нарушителем этой декларации, Москва в реальности совершенно не собирается содействовать ее претворению в жизнь и в случае Арцаха. Поставить точку в более чем 30-летнем армяно-азербайджанском кровопролитии стремится Запад, но уж точно не Россия. Арцах в составе Азербайджана уберет причину, основу, суть конфликта с Арменией. После чего России просто станет нечего модерировать и негде посредничать.
Именно поэтому все предложения Москвы и до 2020 года, и после на деле направлены на сохранение карабахского конфликта в нерешенном состоянии. Соответственно, любые отсылки Лаврова на готовность России действовать в соответствии с Алма-атинской декларацией являются очередным мифом и преследуют цель продемонстрировать собственную готовность урегулировать конфликт хоть завтра. Готовность, которой не было последние 30 лет, нет сегодня и уж точно не будет завтра.
Предложить Армении и Азербайджану что-то, помимо «посредничества» и «обеспечения безопасности», Россия, тем более в ее сегодняшнем состоянии, неспособна. Что придает продолжению начатой еще до распада Советского Союза кавказской политики Москвы безальтернативный характер. Таковы реалии. Реалии, прикрыть которые мифами просто невозможно. Даже в лавровском исполнении.
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.