Прошедшая неделя стала неделей «смерти» и «воскрешения» парламентской оппозиции.
Партия «Возрождающаяся Армения», входившая в состав оппозиционного блока «Армения», объявила о прекращении своей деятельности в Национальном cобрании РА. Вместе с лидером партии, Ваге Акопяном, ушли вице-председатели «Возрождающейся Армении» Рипсиме Стамбулян и Елена Киракосян.
Вполне ожидаемо для всех депутаты от АРФ «Дашнакцутюн» сохранили свои мандаты, вернувшись в Национальное собрание, и с безропотным умилением, обещая спасти Родину, отстояли свое право на зарплату. Они не только вернулись, но и принесли с собой декларацию о «спасении» Арцаха.
Фракции «Армения» и «Честь имею» ввели в обращение проект, согласно которому Национальное собрание должно заявить, что Арцах не может быть в составе Азербайджана и что важным фактором обеспечения права и безопасности арцахских армян должен являться принцип права наций на самоопределение.
Более патриотичного, более сладкозвучного, но и более пустого и безответственного заявления нельзя было придумать. Как и ожидалось, проект декларации 31 голосами «за» и 0 «против» провалился, причем правящая партия «Гражданский договор» не участвовала в голосовании.
Дело не в голосовании и не в конкуренции между сторонами на тему того, кто больше болеет за карабахцев и за их «спасение». Дело в позиционировании сторон — под пафосом патриотизма или безответственности нейтрализовать вопрос. Оппозиция обвиняет правительство в отказе «нанести заслуженный удар» по Азербайджану и его парламенту, а депутаты от правящей партии заявляют, что «вопрос может быть решен путем прямых переговоров между Баку и Степанакертом с участием международного механизма».
В свою очередь, депутат фракции «Гражданский договор» Эдуард Агаджанян заявляет, что гарантом и главным ответственным за безопасность арцахских армян являются российские миротворческие силы.
Если откажемся от пафоса и от подходов власти и оппозиции «сплавить» проблему, то можно констатировать, что ни власть, ни оппозиция не имеют и не озвучивают реалистичных и приземленных подходов к нагорно-карабахской проблеме.
Оппозиция продолжает говорить довоенной лексикой, вторя Сержу Саргсяну в том, что Арцах никогда не будет в составе Азербайджана, как бы невзначай забывая и о войне, и о нынешней ситуации с безопасностью в Армении, и о карабахских реалиях. Со своей стороны, власти говорят о прямом диалоге между Степанакертом и Баку, забывая о том, что новоназначенные власти Нагорного Карабаха делают исключающие диалог заявления, а Алиев отказывается признавать субъектность народа и властей НК, заявляя, что это внутреннее дело Азербайджана.
Получается, что действующее Национальное собрание РА, совершенно оторванное от нынешних реалий, превратило парламент в место, где произносят дифирамбы и пафосные речи, где все обвиняют друг друга в отказе от Нагорного Карабаха и предательстве армян Карабаха. Или делают это с желанием заморозить проблему и переложить ответственность на другие силы и других игроков. В результате имеем ситуацию, когда представительный орган страны днем и ночью прославляет проармянские (но ничего не говорящие и не подразумевающие) резолюции французского парламента, но когда дело доходит до них самих, они становятся пафосными и бескомпромиссными, вновь перекладывая ответственность на народ и молодых ребят, стоящих на границе.
Ведь, согласно известной басне, дело оппозиции говорить речи, а не дело делать. Они не переговорщики, они требуют свое.
Гор Мадоян