Несколько недель назад президент Азербайджана Ильхам Алиев отправил «к чертям» брюссельский формат, отказавшись от встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, если в ней примет участие президент Франции Макрон. Похоже, армяно-азербайджанский брюссельско-вашингтонский флирт, по крайней мере, на этот год, закончился. Завершился он не в Брюсселе или Вашингтоне, а в Сочи, под эгидой президента России Владимира Путина.
А недавно мы сначала от депутатов и председателя парламента Армении, а затем и от президента РФ узнали, что в Санкт-Петербурге в рамках неофициального саммита СНГ готовится встреча Пашиняна и Алиева.
К этому можно добавить заявление пресс-секретаря МИД России Захаровой, которая, вторя министру иностранных дел России Лаврову, вновь выдвигает обвинения в адрес Минской группы ОБСЕ и «брюссельского формата»: «Нам известно о желании Брюсселя любыми способами быть вовлеченными в процесс нормализации отношений между Баку и Ереваном. Это нужно лишь для того, чтобы вытолкнуть Россию из региона. Существуют диаметрально противоположные взгляды на усиление вне регионального фактора на Южном Кавказе, в том числе среди южно-кавказских стран. Эта тема регулярно обсуждается в наших контактах как с Баку, так и с Ереваном». Очевидно, что комментарий нацелен на Армению, потому что именно Армения заинтересована в жизнеспособности брюссельского формата.
Вернемся, однако, к текущей ситуации. Что происходит накануне встречи Пашиняна и Алиева в Санкт-Петербурге? Алиев сначала провокациями, а затем и переговорами в какой-то степени корректирует или меняет режим Лачинского коридора. Согласно российско-азербайджано-армянским переговорам, азербайджанцам разрешено установить мини-КПП для контроля транспортных средств, товаров и людей, проходящих по коридору.
И это в то время, когда общественный дискурс в Армении «направлен» на дыры в стене здания на площади Республики и другие крайне бессмысленные и «аполитичные» темы.
Алиев меняет формат Лачинского коридора, устанавливает сканеры, рентген-системы, мини-КПП под российско-азербайджанским контролем, в результате чего у Азербайджана появятся крайне опасные рычаги давления. Возможно, в будущем будет введен даже механизм пропусков.
Почему Россия идет на такую большую уступку Азербайджану, фактически нарушая ею же освященное соглашение от 9 ноября?
Причины и мотивы следует искать на других игровых досках. Азербайджан уступает России важные позиции в других сферах и вопросах, дает ей важные рычаги. Приводя в качестве «доводов» антиазербайджанские заявления президента Франции Макрона, Баку на время отменяет брюссельский формат, исключая, по сути, Запад из российско-азербайджано-турецкого формата. С другой стороны, Азербайджан, де-факто в обход западных санкций, продает энергоресурсы России в ЕС, причем об этом знают и ЕС, и Запад, и другие заинтересованные стороны.
Последний инцидент в Лачинском коридоре и идущие за ним «перемены» были не просто «экологической проблемой» или ошибкой миротворцев — это четкая, непрерывная и последовательная стратегия, принятая Алиевым, которую можно условно назвать «Макрон — взамен на коридор».
Опасность этой формулировки для армянской стороны в том, что она более чем универсальна: Алиев может договориться с Путиным о любом компромиссе, «нововведении», и всегда за счет Армении и Нагорного Карабаха. Он может и делает это.
Алиев делает это с завидной последовательностью и по всем направлениям, часто инсценируя внешне словесные противоречия с Россией, проводя антироссийские кампании в прессе, играя в «друга Запада», при этом наживаясь на региональной торговле, капитализируя позитивные взаимодействия с российской стороной.
Какова же конечная цель алиевского Азербайджана, его краткосрочная и долгосрочная перспективы? Алиев пытается по частям проглотить Нагорный Карабах, соглашение от 9 ноября, а также максимально улучшить свои позиции в армяно-азербайджанском переговорном процессе, укрепиться на оккупированных территориях Армении и готовиться к грядущим переменам. А они будут.
События на данный момент заморожены, развиваются медленно, но очевидно, что и Россия, и Турция меняют статус-кво в регионе. Турция даже начинает процесс нормализации отношений с Сирией, и опять-таки при посредничестве Путина. И все это плетется и набирает обороты благодаря ослаблению боевых действий на украинском фронте и туманным сценариям стратегического будущего.
Однако в дальнейшем, когда ситуация стабилизируется и наметятся какие-то перемены, в нашем регионе также произойдут кардинальные изменения, а процессы ускорятся. Но сейчас ситуация стабильно-хаотичная, стороны пытаются укрепить свои позиции и подготовиться к будущему статус-кво.
А власти Армении заявляют, что это не наше дело, обращайтесь к миротворцам и России: забудьте о нас, мы не несем ответственности, мы отвечаем за Евровидение и огни на площади.
Гор Мадоян
Перевод с армянского