Азербайджан под носом у российских миротворцев с их молчаливого согласия продолжает перекрывать дорогу жизни, соединяющую Армению с Арцахом. Согласно трехстороннему документу от 9 ноября 2020 года, де-юре и де-факто ответственность за безопасность и бесперебойную работу этой дороги несет Россия, являющаяся стратегическим союзником Армении или объявленная таковой.
Наши соотечественники из Арцаха, в том числе официальные лица, протестуют перед ереванскими представительствами международных структур, хотя ответственность за перекрытие дороги несет Россия. Степанакерт и Ереван, армянские организации диаспоры прилагают усилия, чтобы Азербайджан прекратил бесчеловечные действия, обрекая арцахских армян на холод и голод.
Одновременно раздаются голоса из «теплых мест», и снова стрелы обвинений нацелены на «беззаботно живущих» Ереван и Армению.
Несправедливо обвинять армян в безразличии к ситуации в Арцахе, о чем порой слышу от некоторых видных общественных деятелей и официальных лиц.
Особенно несправедливо, когда армян обвиняют в равнодушии люди, которые не осмеливаются даже в самой мягкой форме сказать, что Россия несет ответственность за режим коридора, не говоря уже о том, что Россия могла предотвратить эту очередную провокацию Азербайджана и не допустить закрытия дороги.
Особенно несправедливо, когда Армению обвиняют в равнодушии наши соотечественники, которые родились, но не не живут в Армении, уехали отсюда в трудное время, платят налоги в бюджеты России, США или Франции, преклоняются перед российским, американским, французским флагами, чьи дети не служат в армии Арцаха или Армении и которые в широком смысле не несут ответственности за безопасность и будущее Армении и Арцаха.
Вы пишете и обвиняете нас: «Вы отдали Арцах, теперь живите спокойно». Что это за новый подлог? Вы пишете и обвиняете нас: «Вы не хотели стоять на границе Арцаха, теперь ваши дети гибнут в Варденисе, Джермуке, у Черного озера». Такое можно услышать даже от высокопоставленного чиновника Арцаха.
Армения и армяне дали все возможное и невозможное для Арцаха и арцахских армян и будут давать, и обязаны давать, потому что мы один народ, связанный одними оковами.
Сейчас мы, армяне, побеждены и унижены, в том числе и по нашей вине, по вине бывших и нынешних властей и Армении, и Арцаха. Но несправедливо, когда вы обвиняете нас в равнодушии к Арцаху.
Где Ераблур?
В Ереване, не так ли?
Кто покоится в Ераблуре?
Вы были в Армении?
В Гюмри есть большой Ераблур, в каждом селе есть Ераблур!
Живущие в нищете и неопределенности граждане Армении платят налоги, из которых в этом году в бюджет Арцаха перечислено более 300 миллионов долларов. Мы должны дать больше, мы обязаны. Но когда вы начинаете считать деньги, я тоже должен считать.
Живущая в нищете и неопределенности Армения за год предоставляет Арцаху сумму, почти равную сумме, собранной Всеармянским фондом «Айастан» за 30 лет!
Вы говорите, что дали 5000 долларов во время войны, где эти деньги? Я вынужден ответить — мы дали 5000 жизней.
И больно, когда обвинения в равнодушии и беззаботности слышны от видных деятелей. Один видный историк, сидя в своей уютной комнате, в рамках интервью говорит: «100 лет назад в Ереване точно так же беззаботно кутили, когда сдавали Карс».
Понятно, что уважаемый историк проводит параллель с сегодняшним днем, будто Ереван живет праздно, когда Арцах и наши соотечественники продолжают страдать.
Я не хочу спорить с историком. Но, по крайней мере, люди, которых я знаю, люди, с которыми я общаюсь каждый день в Ереване и в разных уголках Армении, не живут праздно и обеспокоены больше, чем этот самый историк или я действиями России и Азербайджана (и снова вопрос: кто блокировал коридор?).
Я не читал ни одной статьи или мемуара о том, что 100 лет назад, когда кемалисты занимали Карс, Ереван жил праздно и беззаботно. Осенью 1920 года голод в Ереване и во всей Армении еще не совсем отступил. Как голодающие могли жить беззаботно?
Справедливо ли говорить, что Карс был сдан, когда армянская армия отдала тысячи жизней, раненых и пленных в боях на карсском направлении? Понятно, историк снова проводит параллель между 1920 и 2020 годами, но разве 5000 жертв и 10000 раненых недостаточно, чтобы заставить нас не оскорблять ребят, отдавших жизнь за Арцах, и их родителей?
Развевающиеся в Ераблуре триколоры и покоящиеся в святой армянской земле израненные тела армянских парней должны заставить нас умерить свой нрав и словарный запас.
Давайте положим конец ложному благочестию и безответственному патриотизму, особенно когда эти голоса исходят из «теплых мест».