Российско-азербайджанская блокада Арцаха

Рубен Меграбян

«Разделяй и властвуй»

Москва и Баку спешат и спешат не зря. Режим Алиева, направив откормленных «экологов» в шубах и с дохлыми голубями, хотел как лучше, но получилось как всегда — глупо, топорно, с ущербом больше для себя, нежели для армян, в данном случае арцахских. Конечно, для армян ущерб насущный — блокада, дефицит товаров и лекарств усугубляется с каждым днем. Для режима Алиева ущерб репутационный. Впрочем, он пока не беспокоится, ведь в который раз ему и его стране репутацию оберегает Россия. Каждый раз Москва не только «в доле», но выступает главным архитектором, режиссером и в конечном итоге — бенефициаром любого обострения армяно-азербайджанских отношений. Каждый раз Москва разыгрывает «проигрыш обеих сторон», подвешивая обоих на «имперский крюк», как базарный мясник.

И если армянская сторона всегда и априори была заинтересована в долгосрочном мире, то азербайджанская с удовольствием становилась тупым тяжелым предметом в руках империи. Нынешний Лачинский кризис — очередное проявление этой модели, засевшей в институциональную память преступной империи, начиная с 1905 года. Сейчас Россия не только в «доле», но и на ровном месте спровоцировала инцидент, соблазняя и подбивая азербайджанскую сторону своей «неспособностью» — некой смесью из нежелания и реальной неспособности выполнять свои юридически оформленные обязательства.

Мотором для автономного функционирования модели «разделяй и властвуй», обеспечивающей российское присутствие в регионе, всегда являлась и сейчас является армянофобия с налетом мракобесной конспирологии, насаждаемая  азербайджанской массе. Притом насаждается она как азербайджанской, так и российской пропагандой.

Прошло более века, но модель работает и по сей день с разной интенсивностью. И чем более Россия окрашивается в черносотенные цвета, тем крепче и настырнее эта «вековая дружба с армянским народом» и яростнее атаки азербайджанской массы на все армянское.

Чем сильнее «дружба» России с армянами, тем «неспособнее» Россия предотвратить ксенофобию и азербайджанские нападки — несмотря на сотни страниц разного мусора, декларирующего ее обязательства. В настоящее время «договорно-правовая база стратегического союзничества Армении и России» работает исключительно в части реализации «права» России на ликвидацию армянской государственности.

«Данцигский коридор» через Сюник

Больше недели Лачинский коридор закрыт совместными усилиями азербайджанских «экологов» и российских «миротворцев», которые ничего не могут друг с другом поделать. Зато российские пропагандистские каналы могут обвинять Армению в «желании открыть второй фронт против России». В какой-то момент Арцаху перекрыли газ. Но в глазах Запада такое уже не помещалось в рамки «экологической озабоченности» режима Алиева, и под давлением, в первую очередь, США вентиль пришлось открутить обратно.

Оказывается, эти «экологи» решили, что арцахцы не имеют права что-то добывать на земле, на которой они живут. То есть на этой земле могут выращивать, могут перемещаться, но добывать — нет. К тому же это «антиэкологично». И это решили в стране, где нефть добывает одна семейка, а морское побережье и центральный бульвар в Баку десятилетиями пахнут мазутом, где море покрыто радужными пятнами от нефти. Но там-то все «законно» и вполне себе «экологично». Или какому-нибудь «экологу» взбредет в голову заблокировать Баку? Представили? Идем дальше.

Режим Алиева, разыграв этот эко-балаган, преследует одну цель: содрать с Армении коридор в Сюнике, чтобы не платить за транзит. И наплевать, что контроль над ним будет осуществлять ФСБ, что усилит позиции РФ в регионе. Русские смогли убедить обезумевшего от «победы» диктатора, что это в его интересах. Но хотя русские в этом кризисе «в доле», им важно не потерять полностью свой имидж «спасителя армянства», о чем трубят без устали Марго С. и Ко. Отсюда происходит их «неспособность» что-то изменить. При этом последствия аналогично разыгранной Россией и Азербайджаном кровавой «комбинации» против Армении от 13-14 сентября не устранены. Лачин — логическое продолжение 13-14 сентября. Россия и Азербайджан добиваются «Данцигского коридора» через Сюник и будут использовать все новые и все более изощренные инструменты против Армении и армянства.

Время не ждет. Весна наступит

Давно понятно, что пока Путин в Кремле, а Алиев в своей апшеронской резиденции одновременно, их интересы стратегически будут совпадать, в первую очередь, в вопросе ослабления Армении. У Армении же не остается иного выхода, кроме как перевернуть стол, на котором ведется эта шулерская игра. Правительство Никола Пашиняна должно определиться с приоритетами. Перебранка с русскими в стиле «сам дурак» — на практике, кроме отдушины, ничего не дает, зато истощает наш политический ресурс и априори расшатывает правительство. Запад для Армении делает тот максимум, который бы никогда не сделал в отношении других де-юре союзников Москвы. Но это же и минимум, с которого Запад готов начать помогать, если Армения определится и выкинет в мусор все свои «обязательства» перед Россией.

А Москва и Баку спешат, поскольку понимают: время работает против них обоих.

Временной горизонт для наших решений — примерно начало марта, окончание зимнего сезона, когда путинская армия будет еще больше потрепана в Украине, а России уже будет не до нашего региона. К этому времени Армения должна сделать несколько знаковых шагов, которые обозначат ее позицию на правильной стороне Истории: вывод миротворческого контингента из Сирии; выход из ОДКБ и ЕАЭС; инициирование переговоров с Брюсселем о перезапуске Соглашения об ассоциации от 2013 г. в ускоренной процедуре; ограничение территории пребывания российских войск в Армении территорией самой части и ближайшего полигона; подготовка законодательных шагов по ограничению возможностей гибридного воздействия России на Армению; реальные шаги по перевооружению армии; повышение уровня отношений с США, Британией, Украиной, Грузией и др.

Дальнейшая «раскачка» в инерционной логике «авось само собой рассосется» обнажит стратегическую слабость Армении перед лицом возрастающей неопределенности и может сделать еще одну крупномасштабную войну неизбежной, а перспективы страны, ее независимости, действующей демократической власти — необратимо катастрофическими.