Давайте подумаем, что с нашей точки зрения может сделать Россия в Карабахе. Мы ожидаем от нее большего. Но она не может сделать больше. Да, она гарант, но по всем международным законам она является гарантом на территории Азербайджана. Может ли она применить силу и открыть Лачинский коридор? Нет, не может! Это мог бы сделать миротворческий контингент с международным мандатом. А Россия может только вести переговоры с Азербайджаном.
Вести переговоры — значит соглашаться с какими-то абсурдными, даже несуществующими правами Азербайджана, потому что капризы Азербайджана, согласны мы или нет, законны.
Они станут нелегитимными только тогда, когда будет документ, который признает и гарантирует, что в Нагорном Карабахе проживают армяне, их право на жизнь незыблемо, и ни один волос с их головы не должен упасть по вине Азербайджана.
И сейчас Россия делает то, что в ее силах. Конечно, не ради красивых армянских или азербайджанских глаз. Она откроет эту дорогу, но знает, что через несколько дней дорога может быть снова закрыта, потому что проблема не только в Кашенском руднике. Карабах — это большое поле для торга Азербайджана и России, где цены устанавливает Азербайджан.
Завтра могут потребовать, чтобы заместителем начальника карабахской полиции был назначен азербайджанец, и даже не обсуждать, что хотя бы не замначальником, а одним из начальников управления. Затем могут заявить, что на месте статуи Степана Шаумяна, установленной в центре Степанакерта, должна быть скульптура, символизирующая независимость и территориальную целостность Азербайджана. Они могут настаивать на чем угодно. Цель — выторговывать уступки со стороны России по другим вопросам. Возможно, придет время, и Азербайджан поймет — пока нет мирного договора, преддоговорный период нужно использовать для того, чтобы как можно больше обессилить армян Карабаха.
Что может сделать Армения? Ничего. Руки Армении связаны поражением, международными законами и Россией, потому что Россия является также другом Азербайджана, и хотим мы или нет, расположена к нему дружелюбнее, чем к нам.
Можем ли мы игнорировать Россию? Конечно, можем. Но при этом не нужно забывать, что в случае ухода России из Карабаха Армения не может туда войти. Она даже сейчас туда войти не может.
Созыв Совета безопасности ООН был хорошей идеей. Там Россия высказала свою точку зрения на решение вопроса. Она дала понять нам, азербайджанцам и всему миру, что сегодня нет вопроса о праве армян на существование в Карабахе, азербайджанцы просто хотят войти в Кашенский рудник, которым они владеют по всем международным документам. И не впустить их Россия не может. Цена недопущения — нынешний кризис в Лачинском коридоре.
Ни Армения, у которой нет рычагов воздействия на кризис, ни Россия, ни Азербайджан, ни мировое сообщество не нуждаются в том, чтобы это понять. Армения, остальной мир, Россия, Азербайджан никуда не денутся со своих земель, будут жить, как жили. Понять это вынужден только Нагорный Карабах, который не хочет, не представляет и не может жить под властью Азербайджана.