Руководитель международного экспертного центра ICES д-р. Александр Цинкер в интервью AliQ Media комментирует возвращение Биньямина Нетаньяху, вероятность израильской атаки на Иран, роль Азербайджана и «Зангезурского коридора» в политике окружения ИРИ. Просчитывает перспективы заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
Биньямину Нетаньяху, наконец, удалось сформировать новый кабинет министров. Отразится ли его «возвращение» на внешней политике Израиля в целом и на армянском направлении в частности?
Я не думаю, что возвращение Нетаньяху сильно повлияет на курс внешней политики Израиля. Как показывает практика, в демократических государствах передача власти не приводит к существенным изменениям вектора принимаемых стратегических решений. Могут измениться акценты, но не более того. Это относится и к региональному внешнеполитическому курсу вообще, и к армянскому направлению в частности. Генри Киссинджер как-то сказал, что у Израиля нет внешней политики, есть только внутренняя. Министры нового правительства, исходя из своих партийно-идеологических ценностей, должны будут определиться в отношении палестинской автономии, Ирана, США, Саудовской Аравии, российско-украинского военного противостояния и т.д.
Многие политики и эксперты считают, что вероятность атаки Израиля и США на Иран резко возросла. Они связывают это с решением Тегерана приобрести российские истребители Су-35. Называются даже сроки нападения на Иран — в начале будущего года. Оцените вероятность подобного сценария.
Решение Тегерана приобрести российские истребители СУ-35 не станет поводом/причиной атаки Израиля на Иран. Сегодня, пока Иран не прошел точку невозврата в своей ядерной программе, все усилия Израиля будут направлены на то, чтобы оказать давление на Иран и добиться улучшенного ядерного соглашения. По мнению министра обороны Израиля Бенни Ганц, Иран сейчас страдает от внутренних проблем, экономических трудностей и международного ответа на поставку оружия для ударов по Украине. Сейчас самое подходящее время, чтобы оказать давление на Иран и остановить его ядерный прогресс. «Если эти усилия не увенчаются успехом, нам нужно продемонстрировать силу перед лицом иранской агрессии», — сказал он. На мой взгляд, вероятность прямой атаки Израиля и США на Иран не повысилась, поэтому сценарий совместного нападения на него в начале будущего года больше подходит для съемок в Голливуде.
Посол Израиля в Азербайджане Джордж Дик заявил, что Израиль сделает все, чтобы усилить Азербайджан и предотвратить любую внешнюю угрозу для страны. О какой угрозе, на ваш взгляд, идет речь, для чего и против кого Израилю нужно усиливать Азербайджан?
Мне трудно судить о том, что происходит в голове нашего посла в Азербайджане. Израиль продолжает реализацию заключенного договора на поставку различного военного оборудования в Азербайджан. О какой угрозе может идти речь? Видимо, имеются в виду осложнения отношений между Ираном и Азербайджаном, что может привести к вооруженному конфликту на границе.
Является ли, на ваш взгляд, требуемый Турцией и Азербайджаном «Зангезурский коридор» через Мегри частью общих планов по окружению Ирана. Если да, то зачем это нужно Турции, Азербайджану и Израилю?
«Зангезурский коридор» нужен в первую очередь Турции для соединения территорий и стран в единую ось так называемого Великого Турана, что обеспечит Турции прямой выход на страны Центральной Азии. Есть свои интересы и у руководства Азербайджана. Создание данного коридора позволит президенту Алиеву получить непосредственную связь с Нахичеванской областью и полностью взять ее под свой контроль. Видимо, неспроста глава Нахичевана уходит в отставку после 27 лет правления. Что касается общих планов по окружению Ирана, Израиль напрямую в этом не участвует, что не исключает возможности использования складывающейся ситуации при необходимости. Видимо, чтобы снизить уровень опасений, официальный Баку заявил, что не даст никому атаковать Иран со своей территории.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Армения направила Азербайджану свои предложения по мирному договору и готова подписать соглашение по этому содержанию. Каким представляется мирный компромисс между двумя странами вам?
На мой взгляд, идя навстречу пожеланиям всех внешних акторов, стороны только демонстрируют активность в процессе заключения мирного договора. По состоянию на сегодняшний день ни Армения, ни Азербайджан не готовы к его подписанию. Это очень напоминает мне вялотекущий процесс палестино-израильского соглашения.
Израиль уже давно не единственный ближневосточный партнер Азербайджана. Укрепляя ближневосточный вектор дипломатии, Баку активно наращивает торгово-экономические связи с Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром, Бахрейном, Египтом, Иорданией и Ираком. В Тель-Авиве с пониманием относятся к азербайджанской комплементарности?
Практически все перечисленные страны, за исключением Катара и Ирака, имеют дипломатические отношения с Израилем, или являются участниками «Соглашения Авраама». Активизировались и двусторонние отношения между Израилем и Саудовской Аравией. Поэтому Израиль с пониманием относится к наращиванию Азербайджаном новых торгово-экономических связей. Превращение Большого Ближнего Востока из горячей точки на карте в деловой конгломерат — что может быть лучше?!
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.