В минувшую субботу в ресурсном центре ереванского «Ковчега» состоялась встреча армянских правозащитников с российскими эмигрантами, проживающими в Ереване.
Поводом для встречи послужил ряд случаев, произошедших в последние месяцы в Армении, когда уехавшие из России активисты и противники войны с Украиной были задержаны армянской полицией по запросу российских правоохранительных органов.
Так, 28 февраля в ереванском аэропорту «Звартноц» был задержан гражданин России Никита Каменский, которого в декабре 2022 года российские правоохранительные органы объявили в розыск. В отношении Каменского в России было возбуждено уголовное дело по обвинению в вандализме из-за того, что он нарисовал несколько антивоенных граффити на станции московского метро. С момента задержания и по 17 апреля Каменский находился под подпиской о невыезде. Генпрокуратура России требовала экстрадиции Каменского, однако при помощи правозащитников ему удалось покинуть Армению.
7 апреля в Ереване полиция задержала 23-летнего гражданина России Юрия Т., которого российские правоохранительные органы разыскивали в рамках возбужденного против него уголовного дела по обвинению в дезертирстве. Мужчине, который отказался воевать против Украины, грозило наказание по ст. 338 УК РФ до 15 лет лишения свободы. Через несколько дней задержанный был отпущен и впоследствии смог также покинуть Армению.
3 мая в Ереване полицией был задержан 17-летний Ярослав Иноземцев, ранее приехавший в Армению со своей матерью из Волгограда. В России Иноземцев был приговорен к принудительному психиатрическому лечению по сфабрикованному против него делу о подготовке скулшутинга (стрельбы в школе). Через несколько часов подросток был отпущен.
8 мая ереванские полицейские попытались задержать приехавшего в Армению блогера из Анапы Андрея Мельникова, который, как пишут СМИ и Телеграм-каналы, смог скрыться от силовиков с помощью местных жителей. В отношении Мельникова в России возбуждено уголовное дело о дискредитации Вооруженных сил РФ.
Во всех этих случаях возникала угроза экстрадиции задержанных в Россию, что каждый раз вызывало бурные дискуссии в эмигрантском сообществе в Армении.
Руководитель Ванадзорского офиса Хельсинской гражданской ассамблеи Артур Сакунц и адвокат Ани Чатинян, возглавляющая департамент правовой помощи Ванадзорского офиса, рассказали активистам кого и в каких случаях могут задержать на территории Армении, дали ряд рекомендаций, как поступать в таких случаях.
Как сообщил Артур Сакунц, за время, прошедшее после начала войны России с Украиной, армянские правозащитники оказали правовую помощь около 60 российским активистам, в том числе по безопасному выезду из России в Армению и дальнейшей релокации в третьи страны.
«В этом году наша работа с гражданами, которые находятся в России под уголовным преследованием из-за своих политических взглядов, заметна усилилась. Часто таких людей российские правоохранительные органы объявляют в межгосударственный розыск, требуют их экстрадиции. Мы смогли предотвратить такую опасность», — заявил правозащитник.
Сакунц напомнил, что между Арменией и Россией есть соглашение о взаимной правовой помощи, в рамках которого правоохранительные органы обязаны задерживать и, при наличии достаточных оснований, экстрадировать объявленных в межгосударственный розыск беженцев из этих стран.
«Я сразу хочу сказать: Армения, будучи членом Совета Европы, подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. И, как мы считаем, экстрадиция граждан РФ в Россию станет нарушением этой Конвенции, поскольку для выданных велика вероятность пыток, насилия, унижения человеческого достоинства и даже внесудебных казней. Это касается и тех случаев, когда экстрадиция запрашивается относительно граждан, преследуемых в России за чисто уголовные преступления», — отметил Артур Сакунц.
Ранее Сакунц уже подчеркивал, что в настоящее время очень многие факты уголовного преследования активистов в России имеют политический подтекст и, фактически, являются политическими преследованиями. Правозащитник отметил, что в данном случае «Армения невольно становится участницей процесса политических преследований граждан Российской Федерации, что, конечно, ненормально». Он констатировал, что, поскольку Россия вышла из Совета Европы и не более не соблюдает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Армения не может оставаться в рамках того межгосударственного соглашения о взаимной правовой помощи, потому что оно уже противоречит международным обязательствам, взятым на себя республикой».
Правозащитник рекомендовал тем российским эмигрантам, кому угрожает экстрадиция, «сразу включать правовой механизм обжалования действий армянских властей через суд».
«Мы сразу берем такие дела на контроль. Обращаемся с запросом в Генпрокуратуру Армении, чтобы там знали — этот человек уже находится под юридической протекцией нашей организации. Есть и другой инструмент: чтобы с полной гарантией предотвратить возможную экстрадицию, можно сразу направить запрос в Миграционную службу о предоставлении политического убежища. В соответствии с Законом Республики Армения “О политическом убежище” власти страны рассматривают эту просьбу в течение 30 дней. Наконец, еще один правовой инструмент для защиты от возможной экстрадиции — обращение в Европейский суд по правам человека. Согласно правилу 39 Регламента ЕСПЧ, суд вправе оперативно принять обеспечительные меры, в частности, запретить стране какие-либо действия по экстрадиции до рассмотрения обращения по существу. Это работает», — рассказал Сакунц.
«Согласно настоящему Закону под “политическим преследованием” понимается физическое воздействие, психологическое или иное давление, оказываемое на иностранного гражданина государственными органами этой страны или при их попустительстве общественно-политическими организациями этой страны, направленное непосредственно на изменение политических убеждений этого лица, на пресечение публичных критических выступлений этого лица против действий государственных органов или государственных деятелей этой страны, которые связаны исключительно с политическими убеждениями и высказанным мнением подвергающегося давлению лица, то есть с правами и свободами человека, провозглашенными нормами международного права» (п.2. ст.3 Закона Республики Армения «О политическом убежище»).
Отвечая на вопрос участников встречи о том, возможно ли в Армении похищение политэмигрантов агентами российских спецслужб, Артур Сакунц заявил, что пока таких случаев не наблюдалось.
«Ситуация после революции 2018 года всё же изменилась, в том числе, и в наших спецслужбах. Тем не менее, я прошу вас связываться с нами при любой подозрительной попытке поговорить с вами по телефону, пригласить куда-то на разговор и так далее. Рекомендую не соглашаться на такие предложения либо, в крайнем случае, соглашаться на встречу только в публичном месте», — посоветовал правозащитник.
В заключение Артур Сакунц заверил собравшихся, что экстрадиция политэмигрантов из Армении невозможна и ее не будет.
«Экстрадиция возможна только если Армения будет оккупирована Россией и российские власти будут тут хозяйничать, как, скажем, в Чечне, Татарстане, Башкортостане… Или же если Армения вдруг выйдет из Совета Европы. Но пока мы там состоим и должны выполнять все требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Армянское пространство должно оставаться таким, где люди могут свободно заявлять о своей политической позиции по тому или иному поводу. И нам очень важно, что все люди, которые приехали сюда из России, являются противниками путинского режима. Потому что этот режим — общий вызов и для вас, и для нас. Всё, что угрожает свободе и безопасности граждан России, угрожает, мы считаем, и гражданам Армении. Не случайно еще в советское время правозащитники выходили на протестные акции с общеизвестным лозунгом “За вашу и нашу свободу!”» — завершил свое выступление Артур Сакунц.
Хельсинкская гражданская ассамблея в Армении, головной офис — Ванадзор, ул. Тигран Мец, 59, тел. +374 322 42268. Сайт: https://hcav.am.
Представительство в Ереване — пр. Комитаса, 32/33, тел. +374 11 24 22 68.
Текст: Артур Асафьев
Политэмигрант из России, журналист, освещаю политические процессы и правозащитную тематику в российском Поволжье, а также проблемы российских эмигрантов в Армении.