Нарративы войны в Украине
С началом Российского вторжения в Украину пропагандистские машины ведущих геополитических игроков развернули такой масштаб деятельности, какого мир не видел, вероятно, со времен Холодной войны.
Путинская машина пропаганды, в той части, которая направлена на умы россиян, пошла путем стремительной блокировки или закрытия всех независимых СМИ и жесткой цензуры официозного информационного поля, создав таким образом фактически альтернативную реальность во внутреннем информационном поле. В этой пропагандистской картине мира производится постоянное деление на своих и чужих, в том числе с помощью такие мифических конструктов, как «коллективный Запад» и «англосаксы», которым приписываются столь же мифологизированные интенции.
В этой реальности используют формулировки исключительно из дозволенного набора — новояз, все более напоминающий ритуальные формулы или заклинания, которые должны вызывать моментальный и четкий эмоциональный отклик. Со временем, впрочем, они выцветают и превращаются в казенную пародию на самих себя с неясным уже адресатом.
Но картина мира, созданная путинской пропагандой — это не только конструкт для внутреннего употребления. Значительные ресурсы брошены на распространение дезинформации на Западе — согласованный нарратив о причинах так называемой СВО с серьезными лицами пытаются транслировать официальные представители государства, в том числе в рамках публичных заявлений и международных встреч. В результате диалог с Западом, который мог бы остановить войну на Украине, становится практически невозможен — какой в принципе может быть диалог, если собеседник разговаривает не с тобой, а с воображаемой сущностью «англосаксов»?
Главный вопрос, который ставит перед нами феномен пропаганды «СВО» — действительно ли это явление можно считать уникальным, возникшим из ниоткуда? Или это просто предельный случай манипулирования информационным полем, который в случае острого кризиса может проявиться и в других частях мира?
Рассмотрим несколько примеров освещения войны в Украине в СМИ и официальных заявлениях госорганов разных стран на тайм-лайне 2022 года, чтобы выяснить, сколько же таких «реальностей» сейчас в мире, и как они соприкасаются.
До вторжения
В течение нескольких месяцев, непосредственно предшествовавших вторжению, непрерывно работавшая против Украины еще с 2014 года, российская пропаганда резко набрала обороты. В телесюжетах, речах официальных лиц и публикациях прогосударственных СМИ активно использовался язык ненависти, который должен был подготовить психологическую почву и обосновать неизбежность войны.
«С массовым использованием языка ненависти в российской пропаганде формировалась почва для этого вторжения: ненависть к украинцам, образ украинца как нациста, демонизированный образ Украины как нацистского и фашистского государства, государства-банкрота, какие-то псевдоисторические нарративы о том, что Украины не существует, на самом деле это «ненастоящее» государство, и это нужно все исправить», — Ольга Юркова, «Голос Америки» (26.02.2023)
За неделю до начала российского вторжения, когда США распространили предупреждение о готовящихся военных действиях, МИД РФ высмеивал эти «слухи», а официальная представитель ведомства Мария Захарова даже заявила, что «15 февраля 2022 войдёт в историю как день провала западной пропаганды войны. Посрамлены и уничтожены без единого выстрела».
Россия
«Не пытайтесь нам помешать», — сказал Владимир Путин в своей речи от 24 февраля 2022 года, недвусмысленно намекая, что дела России и Украины не касаются Запада и последний не должен вмешиваться в происходящее. В первые недели хаоса основным нарративом, гремевшим с телеэкранов, было «освобождение от прозападного нацистского режима», которого якобы жаждет народ Украины. Исходя из той же, как выяснилось, фатально ошибочной, логики на следующий день, 25 февраля, Путин призвал украинских военных к госперевороту и взятию власти в Киеве.
По мере увеличения количества военных поражений России, отступление ВС РФ из Киевской (апрель 2022) и Харьковской области (сентябрь 2022), потери Херсона, который уже успели де-юре принять в состав РФ (ноябрь 2022), нарратив «освобождения» успел развернуться на 180 градусов.
Объявленная Путиным в сентябре 2022 г. «частичная мобилизация», первая со времен ВОВ, потребовала обновления альтернативной картины мира. В ней Вторая мировая война так и не завершилась и призраки воевавших дедов напутствуют на смертный бой , вырванных из мирной жизни, зачастую неподготовленных, мужчин, которых посылают сражаться с воображаемыми нацистами. Если включить телевизор в РФ в конце 2022 года (или в середине 2023-го), то покажется, что произошел какой-то даже более чудовищный, чем война катаклизм — что-то вроде «сопряжения сфер» из «Ведьмака» Сапковского, когда смешались границы совсем разных миров, и несовместимые существа из них теперь вынуждены соседствовать.
В первые полгода вторжения россиян бросали в тюрьму за само использование слова «война». Сегодня, хотя официальные лица по-прежнему именуют войну в Украине не закрепленным ни в каком законе эвфемизмом «специальная военная операция», — звучат и другие речи. Именно про войну, обязательно с эпитетом «священная» или «отечественная» говорят Z-блогеры и командование «диванных войск». Война эта якобы идет непосредственно с «коллективным Западом» (понятие, само по себе, если вдуматься, дикое), но про «освобождение» Украины уже никто не говорит. Зато говорят — устами того же Дмитрия Медведева — про ее полное уничтожение как государства.
Для того, чтобы внедрить в головы новую реальность, необходимо отказаться от существующей, просто ее зачеркнуть, отрицать и объявить «фейком». Впервые этот прием в отношении жестокой реальности, которую невозможно принять, не поставив под сомнение саму сущность «СВО», применили после массовых убийств в Буче. Несмотря на подробное описание всех деталей совершенного российскими военными преступления, опубликованное в The New York Times и подтвержденные многими экспертами, кремлевская пропаганда до сих пор отрицает сам факт «резни в Буче», называя ее «постановкой». Другой вариант — объявление произошедшего преступлением ВСУ, осуществленным специально, чтобы подставить Россию.
По этому же принципу – «Меж воронок жгут огни – Всё это не мы, всё это они», – до сих пор отрицаются и любые другие военные преступления российской армии. Например, после очередной бомбардировки гражданской инфраструктуры Минобороны цинично сообщает о высокоточном поражении военных объектов.
Самая любопытная (можно даже сказать, постмодернистская) особенность российской пропаганды — ни один из ее полярных наративов не отменяет другой. Все тезисы и точки зрения, которые были высказаны и внедрены с начала войны, сохраняются по сей день — хотя многие из них откровенно противоречат друг другу. Это создает ситуацию абсолютного информационного и юридического хаоса, в котором простому человеку невозможно сориентироваться — и остается только уцепиться за тот дискурс, который ему протягивают власти сверху.
На текущий момент все русскоязычные СМИ, которые освещали конфликт в Украине с независимой точки зрения, на территории РФ либо ликвидированы, либо заблокированы, либо признаны так называемыми «иностранными агентами». Многие из них продолжают свою работу уже из-за границы, например, «Новая Газета. Европа» и Телеканал «Дождь».
США
Президент США Джо Байден выступил с обращением к нации уже 24 февраля 2022 г, в день вторжения, которое он назвал «жестоким нападением без провокации, без оправдания, без необходимости».
Большинство ведущих американских СМИ безоговорочно осудили вторжение. Единственным заметным исключением стал «рупор Трампа», консервативный Fox News. Дублировали в публичном поле кремлевский нарратив и ряд левых СМИ, такие как Jacobin, New Left Review и Democracy Now!, писавшие о расширении НАТО как истинной причине войны.
Среди политиков наблюдалось относительное разнообразие мнений — впрочем, в основном, связанное с электоральными амбициями внутри страны. Так, некоторые республиканцы критиковали выделение Украине значительной материальной помощи, которую можно было бы потратить на нужды американских граждан.
Нашлось и несколько влиятельных (любопытно, что в основном пожилых) спикеров, которые фактически повторяли путинский нарратив о том, что войну спровоцировал Запад. Такую точку зрения озвучили 92-летний интеллектуал Ноам Хомский и 98-летний бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Оба они дали понять, что лучшим выходом для Украины было бы отказаться от возвращения себе захваченных территорий и заключить мир на условиях Москвы.
По данным опроса The New York Times в мае 2023 года, общественное мнение США остается консолидированным в плане осуждения российской агрессии — разногласия наблюдаются лишь по вопросу, стоит ли продолжать вооружать Украину, и если да, то в каком объеме.
Европа
Государства Евросоюза осудили российскую вооруженную агрессию против независимого государства, проигнорировав псевдоисторические конструкции Кремля. В этом отношении ЕС, практически не расколовшись, остался твердо стоять в собственной реальности — реальности международного правового поля, которую сам и выстроил после Второй мировой.
В первые полгода войны среди европейских политиков еще наблюдались некоторые колебания, связанные с проблемами чисто экономического толка (в первую очередь с газовым шантажом со стороны Москвы), но политических разногласий по основному вопросу не наблюдалось. Когда, уже ближе к концу 2022 года, стало ясно, что обещанного путинской пропагандой «замерзания Европы» не случится, равно как и серьезного экономического кризиса из-за санкций — поддержка Украины только возросла, как финансовая, так и в части поставок вооружений.
В течение года после начала войны Евросоюз разработал 10 пакетов санкций, среди которых самыми громкими оказались эмбарго на российские нефть и газ, также были заморожены резервы России в сумме составляющие сотни миллиардов долларов. Из РФ ушли практически все основные зарубежные компании, страну отключили от SWIFT. Все это пока не дало того эффекта, на который рассчитывала европейская общественность. Наоборот, пропаганда внутри РФ умело использовала западные санкции как наглядное доказательство «русофобии», которую проявляет «коллективный Запад, показавший свое истинное нутро».
В информационном плане Евросоюз, как и США, выступил практически единым фронтом против российского вторжения. Однако у машины кремлевской пропаганды есть сегмент на экспорт, в который входят как подставные СМИ, имитирующие западные медиа, так и давно существующие на Западе платформы из консервативных и маргинальных СМИ, а также пабликов в соцсетях.
Дезинформация — одно из самых важных «дальнобойных орудий» Кремля. Россия реализовала концепцию постоянной враждебной конкуренции в информационной среде, создала систему дезинформации и пропаганды. Для стратегического продвижения политических целей Кремля эта система продуцирует и распространяет лживые нарративы. В потоке лжи нет запретных тем.…Кремль создает и распространяет дезинформацию, пытаясь запутать людей и ввести их в заблуждение относительно настоящих действий России в Украине, Грузии и других европейских странах. Поскольку факты не на стороне Кремля, российские разведслужбы целенаправленно создают специальные веб-сайты, которые выдают себя за новостные агентства, распространяют ложь и сеют раздор. Дезинформация является быстрым и относительно дешевым способом дестабилизации общества и подготовки почвы для потенциальных военных действий. (Госдеп США, «Разоблачение дезинформации: наша общая ответственность», 2022)
По данным проекта VoxCheck (апрель 2023), с 24 февраля 2022 года было обнаружено почти 5000 кейсов появления российской пропаганды об Украине в европейских медиа. Речь как о непосредственных фейках, так и об основных пророссийских нарративах в целом, которые продвигались в медиа.
Самыми популярными темами стали: «Действия Украины и Запада вынудили Россию начать спецоперацию», «Украина не независима, ее контролирует Запад и использует ее для своих целей против России», «В Украине захватил власть неонацистский режим».
Нетрудно увидеть, – эти темы в точно таких же формулировках повторяются на все лады в российских СМИ для внутренней пропаганды. Вместе с тем, за пределами России массового эффекта эти публикации не вызывают, оставаясь позицией, которую разделяют только маргинальная часть европейского общества и консерваторы-популисты.
Согласно данным регулярных публичных опросов граждан европейских государств от DG COMM’s Public Opinion Monitoring Unit (публикуется на сайте Европарламента), отношение к действиям России с течением времени ухудшается.
Китай
Китай стал самым крупным государством, молчаливо поддержавшим российскую агрессию. КНР с самого начала украинского конфликта заняла выжидающе-одобрительную позицию. 25 февраля Китай воздержался при голосовании Совета Безопасности ООН, на котором абсолютное большинство стран осудили вторжение.
Согласно исследованию Альянса по защите демократии при Германском фонде Маршалла, опубликованном в феврале 2023, с момента начала вторжения России в Украину китайские чиновники и СМИ изменили тональность своих публичных комментариев, чтобы обеспечить большее «риторическое прикрытие для Кремля». «В контексте войны в Украине Китай последовательно утверждает, что страны, поддерживающие Украину, лицемерны и безразличны к остальному миру», — говорится в докладе.
Пекин также последовательно критиковал западные санкции против России и обвинял США и НАТО в том, что они сами спровоцировали конфликт в Украине. В официозных китайских СМИ (а других там, по сути, и нет) можно было встретить хорошо знакомые россиянину инфоблоки: «специальная военная операция» вместо «война», «биолаборатории США в Украине», «события в Буче – инсценировка», «рука Запада стоит за всеми действиями Киева», и так далее. Таким образом, КНР практически скопировали российский нарратив, хотя сделали это в собственных интересах.
Для Пекина ситуация конфликта России и Украины в геополитическом смысле слишком сильно напоминает «проблему Тайваня». Напомним, сложившийся на этом острове режим — последний осколок старого, докоммунистического Китая, неподконтрольный Пекину, который постоянно публично дает понять, что не оставляет планов сменить власть военным путем.
Параллельно со вторжением в Украину происходило и очередное обострение ситуации вокруг Тайваня — кризис лета 2022 года, когда остров посетила спикер Конгресса США Нэнси Пелоси). Можно предположить, если бы Россия действительно успешно захватила Украину в течение 2022 года, и мировое сообщество бы с этим смирилось, Китай решился бы провести операцию по захвату Тайваня. Как известно, Москва публично поддерживает сторону КНР в этом вопросе и считает остров частью Китая.
По мере того, как Россия все больше увязала в конфликте, который сама развязала и получала все новые пакеты санкций, энтузиазм Китая относительно тайваньских перспектив заметно уменьшался. Это не значит, что в будущем Пекин откажется от своих территориальных притязаний, но теперь он явно учтет все ошибки, сделанные Кремлем, в том числе и в части пропаганды.
Знаменательно, что в январе 2023 года своей должности лишился замглавы информационного департамента МИД КНР Чжао Лицзянь, китайский аналог Марии Захаровой, озвучивавший в последние годы «ястребиную риторику» властей.
24 февраля 2023 года МИД Китая опубликовал собственный план из 12 пунктов по мирному урегулированию украинского конфликта — впрочем, довольно обтекаемый. В мае 2023 года, Китай проголосовал «за» резолюцию А/77/L.65 в Генеральной Ассамблеи ООН, в которой Россия обозначалась как страна совершившая акт агрессии против Украины, а до этого против Грузии.
Это первое однозначное голосование КНР против России по украинскому вопросу за почти полтора года войны — что можно истолковать как то, что Китай больше не верит в победу Путина, и РФ лишилась своего последнего большого союзника.
Среди других ранее нейтральных игроков, которые в мае 2023 года поддержали резолюцию об агрессии РФ против Украины и Грузии — Бразилия, Казахстан и Армения.
The content is sole responsibility of Aliq media and does not necessarily reflect the views of the European Union