Со дня вторжения России в Украину прошел год и три месяца. Большинство стран мира осудили российскую агрессию. Армения же не только не осудила ее, но и продолжает воздерживаться от критических оценок российского вторжения на всех международных площадках. Документы, в которых Россия называется агрессором, Армения подписывает с оговоркой. При этом армянский премьер 22 мая обратился к вопросу войны в Украине в контексте санкций и экономической выгоды.
«Армения соблюдает санкционный режим, чтобы не попасть под вторичные санкции», —заявил 22 мая на пресс-конференции Никол Пашинян. По его словам, если Армения окажется под санкциями, то армянским партнерам лучше от этого не станет.
«Армения — член ЕАЭС, у нас стратегические отношения с Россией. Однако Армения не может себе позволить оказаться под западными санкциями. У нас нет ресурсов, чтобы выдержать санкции. А нашим партнерам от этого не станет лучше», — отметил он.
На пресс-конференции в марте премьер-министр прокомментировал обвинения в нейтралитете по отношению к российскому вторжению в Украину. Нейтралитет, по его словам, обусловлен членством в ЕАЭС, ОДКБ и СНГ — военно-политических и экономических блоков под эгидой России, а также членством в международных организациях — ООН, Совете Европы и ОБСЕ.
«В своих позициях мы пытаемся быть максимально честным партнером и союзником, одновременно с этим — ответственным членом международного сообщества», — сказал он. Действия Армении на международной арене, согласно Пашиняну, следует рассматривать, исходя из этой логики.
Для армянского политического истеблишмента тема войны в Украине и вовсе токсична. Если в приватных беседах высокопоставленные чиновники или дипломаты все же признаются, что какого-либо сценария на случай военного поражения России у них нет, то официально избегают от комментариев. У армянских политиков своеобразное табу на вопрос: что будет, когда Россия потерпит поражение?
Политолог Андриас Гукасян считает, что армянская политическая мысль не в состоянии поставить перед собой этот вопрос.
«Это некий предел, в который упирается логика Третьей республики, основанная на военно-политическом союзе с Россией. Оценка российской агрессии и аннексии Крыма является лакмусовой бумажкой, согласно которой можно определить, независимы ли политики или нет. Политиков, оценка которых совпадает с большинством стран ОБСЕ, признавших Россию и Беларусь агрессорами, в Армении по пальцам можно пересчитать. Абсолютное большинство армянского политического истеблишмента избегает прямых и точных оценок», — заявил он.
Гукасян добавил, что парламентская оппозиция, как и правящая сила, исходят из презумпции, что Армении является военным союзником России.
«Независимый политик может констатировать, что Россия также нарушила договор СНГ и ОДКБ. В договоре СНГ, в частности, сказано, что нельзя применять силу для решения споров и пересматривать границы бывших союзных республик. 1-я статья договора ОДКБ тоже ссылается на международное право — принцип неприменения силы. Россия нарушила также Устав ООН и Хельсинкский Заключительный акт, но ни оппозиция, ни правящая сила об этом не говорят», — отметил политолог.
По его наблюдениям, вне парламента политическими силами можно считать лишь немногие партии.
«Это Национально-демократический полюс, Армянский национальный конгресс и партия “Страна жизни”. Последние две лояльны российскому вторжению, и лишь НДП называет российское вторжение агрессией. Остальные политические силы являются политическими клубами, в которых люди, более или менее близкие по своим взглядам, объединяются вокруг какой-то политической идеи. Влияние внепарламентских сил на электоральное поле небольшое, хотя на выборах 2021 года они набрали суммарно около 20% голосов избирателей. Среди них есть прозападные силы, но говорить, что они громко и внятно осуждают российскую агрессию, я бы не стал», — полагает он.
По мнению Гукасяна, армянские политики полагали, что Россия без сопротивления оккупирует Украину, но когда российские силы с тяжелыми потерями вывели войска из-под Киева и отступили, армянский политический истеблишмент понял, что российские планы по захвату Украины провалились.
«Начался второй этап. В Армении ожидали, что Запад (страны НАТО и ЕС) не поддержат Украину, и Украина проиграет из-за военного дисбаланса. И политический истеблишмент испытал шок от того, какую позицию заняли США, ЕС и мировое сообщество. Западная поддержка Украине стала позорным указанием на ошибочную внешнюю политику, поскольку Армения осталась одна во время нападения на Арцах в 2020 году. Никто тогда, даже ее союзники, в том числе Россия, не оказал Армении видимой поддержки, а вот Украина получила масштабную финансовую, гуманитарную и, самое главное, неограниченную военную помощь. Это стало шоком для армянского политического истеблишмента и разрушило представления о мире, который формировался в течение 30 лет независимости», — подчеркнул политолог.
По его мнению, армянский политический истеблишмент взял паузу и включил режим ожидания.
«Армянские политики в ужасе ждут, чем закончится военная кампания Украины, начнется ли наступление. Для армянских политиков успехи Украины летом прошлого года, когда ее армия смогла освободить Харьковскую область и выйти на границы Луганской области, стали шоком. Сейчас сформировался новый стереотип. В Армении задаются вопросом: а что будет, когда Россия проиграет войну, учитывая масштабную помощь Запада, и к каким последствиям это может привести», — добавил Гукасян.
Политические силы, по его словам, слабо влияют на общественное мнение.
«В обществе не задаются вопросом о том, чем война отличается от СВО. Это различие актуально только в контексте официальной российской позиции и механизмов репрессий, созданных для подавления антивоенных настроений и критики российского правительства. В армянском обществе оценивают то, что происходит, по масштабам боевых действий. Для армянского общества, которое не понаслышке знает про войну, это, конечно, полноценная война. В обществе пока не задаются вопросом, что будет после поражения России, но большинство в армянском обществе, как и во всем мире, уже понимает, что Россия не может одержать победу в Украине», — пояснил эксперт.
По мнению политолога Агаси Енокян, война в Украине имеет судьбоносное значение для кавказского региона, однако армянские политические силы, по его словам, избегают обсуждать российское вторжение в Украину.
«В этом вопросе политические силы пассивны. Партия власти любой ценой стремится удержать свои позиции, формируя ложные повестки в СМИ. Правящая сила избегает политических обсуждений — не только обсуждений вероятных сценариев окончания войны в Украине, но и ситуации, сложившейся вокруг Армении и Арцаха. Оппозиция, в свою очередь, принимает эти ложные повестки. Парламентские силы ограничиваются обсуждением поведения того или иного провластного политика. Не забывают сказать, что их целью является отставка Пашиняна, хотя не предпринимают в этом направлении никаких шагов», — заявил он.
По мнению политолога, несмотря на предательскую политику России по отношению к Армении и Арцаху, сдачу подконтрольных ей территорий Азербайджану, содействие в блокаде Арцаха, армянский политический истеблишмент остается преданным Кремлю, в том числе и в контексте вторжения в Украину.
«Политический истеблишмент не интересуется войной в Украине, он не знаком со спецификой и политической терминологией. В тех редких публикациях, которые просачиваются в СМИ, политики используют термины и шаблоны официальной российской пропаганды», — считает Енокян.
На его взгляд, причин такого положения вещей много, но главная причина заключается в том, что правящая сила понимает, что сохраняет власть благодаря поддержке Кремля.
«Поэтому власть старается не обижать Москву. Оппозиция, в свою очередь, считает, что лояльность Кремлю поможет прийти к власти, и по этой причине остается верной такой повестке», — подчеркнул он.
Енокян отметил, что внепарламентские силы являются маргинальными и не имеют общественной поддержки, поэтому их позиция касательно российской агрессии не несет большого влияния и значения.
«В то же время спектр отношения внепарламентских сил к войне в Украине довольно широкий — от ярко выраженной пророссийской позиции до радикально западной точки зрения. Мнение пророссийских сил обусловлено тем, что они оппозиционные спутники действующей номенклатуры или же находятся непосредственно под контролем Москвы. Поэтому их позиция соответствует российской пропаганде. Есть и провластные группы, которые выражают пророссийские мнения по указанию правящей силы», — сказал он.
По его словам, есть маргинальные прозападные группы, в риторике которых используется радикальная антироссийская лексика.
«Их основная цель — оказаться в зоне видимости западных дипмиссий, что, по их мнению, открывает возможность получения грантов, и, возможно, обеспечивает перспективу политического будущего», — пояснил Енокян.
Политолог уверен, что армянские власти выполняют все инструкции Москвы.
«При этом они отлично понимают, что Кремль рано или поздно перестанет их поддерживать, и чтобы удержать позиции, пытаются заигрывать с Западом. В этом им помогают лояльные прозападные силы, которые», — предположил он.
«Оценки внепарламентских политических сил украинского конфликта созвучны с геополитической ориентацией самих партий», — считает политобозреватель Акоп Бадалян.
По его словам, оценки парламентских партий отличаются, что обусловлено, в частности, тем, что статус парламентских сил подразумевает более ответственную и продуманную позицию.
«Им нужно избегать пропагандистских тезисов. Позиция двух оппозиционных парламентских сил исходит из необходимости сохранять отношения с Россией. Более того, парламентская оппозиция обвиняет власть, что политика правящей силы ставит под угрозу армяно-российские отношения. Парламентская оппозиция придерживается общих позиций к войне в Украине. Подчеркнуто российскую позицию не выражает, при этом стремится соблюсти нейтралитет. Парламентское большинство придерживается максимального нейтралитета в этом вопросе», — отметил он.
Политобозревательно уверен, что Армения не может поддержать Россию или Запад, так как откровенная поддержка создаст дополнительные угрозы.
«Армения находится в приграничном регионе, где столкнулись две цивилизации. И важно сохранять нейтралитет», — пояснил Бадалян.
На его взгляд, у большинства политических сил нет серьезного понимания проблемы.
«У них даже нет понимая армянских проблем, что уж говорить о конфликте в Украине. В Армении не развита политическая система. В одной и той же партии может быть кардинально отличающаяся позиция, нет общего подхода. Не только армянский политический истеблишмент не в состоянии стратегически оценить ситуацию в Украине, но и экспертное сообщество. На экспертном уровне также бытует пропагандистский подход — тезисы российской либо западной пропаганды», — высказал он точку зрения.
Политобозреватель добавил, что абсолютное большинство политических сил или экспертов мотивируются личными симпатиями.
«Совершенно свежий пример. После трехсторонней брюссельской встречи Шарль Мишель использовал термин «бывшая НКАО». Если бы такое заявление сделали Лавров или Путин, то они оказались бы под шквальным огнем критики прозападных экспертов. Но европейский политик избежал критики. И наоборот, если бы подобное заявление сделал кто-либо из российских политиков, пророссийские эксперты дружно принялись бы их оправдывать, а вот Мишель их критики удостоился. Тут важно не содержание, а то, откуда заявление, из какого геополитического центра. И такой подход по всем вопросам, в том числе — относительно конфликта в Украине», — сказал Бадалян.
По его наблюдениям, армянская общественность адекватней оценивает войну в Украине.
«Общество не доверяют политическим силам. Об этом свидетельствует последний опрос IRI, согласно которому 64% не доверяет кому-либо из политиков. Общественность интуитивно или на уровне подсознания адекватней оценивает ситуацию, чем политические и экспертные институты», — предположил он.
Политобозреватель уверен, что Армении нужно избегать жесткого принятия решения, какую из сторон конфликта поддержать. По его мнению, поражение стороны, которую Армения официально поддержит, может увеличить угрозы для РА.
«Возникает вопрос: будет ли интересовать победителя то, какой Армения совершила выбор? Выбор, может быть, нужен, чтобы победить. И будет ли учтен твой выбор, когда победитель станет диктовать условия побежденной стороне? Нужно делать акцент не на том, какую сторону поддержать, а готовность к различным сценариям: как следует выстраивать отношения с победителем и побежденным», — заключил Бадалян.
Политический аналитик Армен Ованнисян сомневается, что позиция армянских властей обусловлена стремлением получить или сохранить экономическую выгоду.
«Армянские власти пытается маневрировать между Западом и Россией. Правящая сила отлично понимает, что если поддержит Россию, окажется под западными санкциями. Это, в конечном итоге, приведет к финансовому и экономическому кризису и потере власти. Если поддержит Запад, то Россия лишит Пашиняна своего покровительства, что опаять же приведет к потере власти. Нейтралитет исходит из стремления Пашиняна и его команды сохранить власть», — заявил политический аналитик.
The content is sole responsibility of Aliq media and does not necessarily reflect the views of the European Union
Журналист, автор аналитических материалов, специализирующийся на политических и социальных темах. Соавтор 6 документальных фильмов.