В последние дни участились комментарии Москвы относительно армяно-азербайджанского конфликта. Так, в субботу МИД призвал к разблокированию Лачинского коридора, а в понедельник Минобороны РФ зафиксировало нарушение режима прекращения огня в Арцахе, хотя обычно отмалчивается. Корреспондент AliQ Media поговорил о происходящем с экспертом Давидом Степаняном.
— Давид, с чем связана такая внезапная активность Москвы?
— Я не считаю, что это связано со сложностями в российско-азербайджанских отношениях. Скорее, активность Москвы обусловлена последними действиями Турции на украинском направлении и остальными действиями Эрдогана. Взять, к примеру, его недавнее заявление, в котором он выразил убежденность, что Россия выведет своих миротворцев из Арцаха в 2025 году.
Сейчас Эрдоган активно заигрывает с Западом. Он в очередной раз сделал резкий разворот в сторону Запада в контексте противостояния Запад — Россия. Он явно считает, что Россия сегодня — это аутсайдер.
Такое положение вещей связано с войной в Украине, с тем, что Россия усилиями Владимира Путина превратилась в международного изгоя.
После землетрясения Эрдогану нужны были деньги, которых никто, кроме Запада, ему не смог бы дать. И совершенно неслучайно, что несколько дней назад был слив информации из США о том, что Байден согласился предоставить Турции от 11 до 13 миллиардов долларов на ликвидацию последствий землетрясения. За что? Эрдоган не будет препятствовать вступлению Швеции в НАТО. То есть совершилась своего рода торговая сделка, в который в очередной раз наплевали на интересы России.
Так вот, все заявления обусловлены именно этим: Россия пытается надавить на Азербайджан, поскольку надавить на Турцию она не может. Россия пытается показать Азербайджану, что она остается, как сейчас модно говорить, основным игроком «на земле» на Южном-Кавказе. Но причина их противоречий лежит во взаимоотношениях России и Турции.
— Россия, безусловно, сейчас не главный игрок «на земле», но влиять на события в регионе она может?
— Россия может вне всяких сомнений влиять как на Азербайджан, так и на Армению и Грузию. У России не хватает ресурсов для того, чтобы влиять на Турцию или чтобы исправить свои промахи в Украине, но ресурсов России вполне хватит на то, чтобы умиротворить или взорвать Южный Кавказ. Это очень-очень большая опасность.
— А что происходит сейчас в самом Арцахе? Возникает ощущение, что местная власть недовольна политикой Пашиняна. Может ли быть Россия причиной этого раскола?
Россия, безусловно, может быть источником раскола, учитывая то, что арцахская власть — это в основном люди, которые находятся под российским влиянием и обслуживают интересы России. Но я хочу подчеркнуть, что сегодня в Арцахе решения принимает не только официальная власть, но и гражданское общество. Об этом очень мало говорится, хотелось бы, чтобы говорилось больше.
Существует инициатива, «Штаб по разблокированию Лачинского коридора» — в основном сейчас решения принимают эти ребята. И арцахская власть пытается обуздать этот процесс, подмять это народное движение под свои интересы.
Позиция Еревана в этом контексте выглядит довольно странно — Ереван никак не реагирует на процессы, которые разворачиваются в Арцахе. Создается впечатление, что Армения хочет дистанцироваться от этих процессов. Чтобы завтра сказать Алиеву о том, чтобы он сам шел договариваться с несговорчивыми арцахцами.
Поэтому разночтения между Ереваном и Степанокертом действительно есть, но есть разночтения и между самими арцахцами, между обществом и властью. Посмотрим, что будет дальше.