«Думаю, позиция политических сил Арцаха, скорее, препятствует международной поддержке, чем содействует ей», — рассказал политолог Андриас Гукасян в разговоре с корреспондентом AliqRu. Эксперт напомнил, что недавно Арцах обратился к мировому сообществу с просьбой о наделении миротворцев РФ международным мандатом. На взгляд Гукасяна, очевидно, что государство, которое является нарушителем устава ООН и ведет агрессивную войну, не может выполнять миротворческие функции где бы то ни было.
«Эта позиция значительно ухудшает международную поддержку Арцаха. Пока существует такая позиция, западные страны, скорее всего, будут ограничиваться заявлениями, а не конкретными действиями, направленными на изменение ситуации», — добавил политолог.
Гукасян рассказал, что в 2015 году он участвовал в выборах в Арцахе — поддерживал одну из партий. «Мой опыт такой: уже тогда в политическом поле Арцаха господствовали пророссийские настроения. Влияние России уже тогда было очень большим — не только на умы руководства. Судя по моему впечатлению, Россия имеет какие-то прямые формы контроля над местной властью. Я не хотел бы говорить, что это агентские отношения, но это что-то близкое», — заявил эксперт.
На наш вопрос о гражданских движениях как потенциальной политической силе в Арцахе политолог ответил: «У гражданских движений в Арцахе я, к сожалению, не вижу потенциала, потому что знаю этих людей. Я давно работаю с гражданским обществом Арцаха и могу сказать, что сейчас оно находится в глубоком кризисе». По мнению Гукасяна, этот кризис был очевиден еще до войны 2020 года, сейчас же ситуация изменилась разве что в худшую сторону.
«Думаю, что арцахское общество нужно рассматривать как людей, которые находятся в заложниках. Полагать, что они могут проявить гражданскую активность или политическое свободомыслие — неверно. Общество в Арцахе очень запугано и в целом подчинено своему руководству, а также представлению о том, что всё зависит от России. Сейчас арцахцы переживают колоссальную трагедию, наблюдая за тем, как Российская Федерация сдает их Азербайджану. Для многих людей это обрушение всего, во что они верили», — подытожил Гукасян.