«Отъезд» — это новый проект русскоязычной редакции AliQ Media, в котором мы рассказываем истории россиян, переехавших в Армению. После начала вторжения России в Украину сюда переехали тысячи россиян. Для некоторых из них страна стала временным хабом на пути в Европу, а кто-то собирается оставаться здесь и пробует интегрироваться в армянское общество.
Нам интересны самые разные люди и их опыт: как происходил переезд, с какими сложностями пришлось столкнуться, что удивило (приятно или не очень) в новой стране.
Героем четвертого материала стала Анна (32 года, редакторка образовательных курсов). Предыдущий материал рубрики можно прочесть здесь.
Об отъезде
Решила уехать уже 25-го февраля. 24-го был шок, а потом я такая: «Надо срочно валить». И сразу взяла билет в Ереван на 8-е марта. Потом рейс отменили, это выяснилось 5-го числа, пришлось брать билет на 6-е. Я думала, что у меня будет несколько дней, чтобы доделать дела и со всеми попрощаться, но в итоге мы просто очень быстро собрались и вылетели одним днем. А мы это мой муж и сын, втроем.
О выборе страны
Армения казалась самым удобным вариантом для интеграции. Мы еще думали про Тбилиси, даже пожили там две недели, но не получилось с квартирой, и мы вернулись обратно в Ереван.
О сыне с расстройством аутического спектра
Это еще одна из причин, почему мы не остались в Тбилиси. Там дороже, и, кажется, всего один специализированный центр. Здесь есть очень хороший армяно-американский центр, куда мы ходим, «My Way». Это огромное здание, там и местные, и приезжие дети могут получить терапию. Для тех, кто постарше, есть группа адаптации. Лева вот уже почти два года ходит туда на три вида терапии. Есть еще один большой центр и несколько частных. Есть чат для родителей с детьми в спектре, мы общаемся, это помогает. Плюс в России одна терапия стоила как три здесь. А чем больше занимаешься, тем больше прогресс.
О первых впечатлениях
Полгода чувствовала эйфорию. Плюс было много адреналина, он мне тогда очень помогал. Удавалось кучу всего сделать — разобраться с документами, организовать несколько переездов. И сначала мне всё нравилось, я просто ходила и говорила: здесь так круто, здесь тепло, здесь красиво. Но чем дальше, тем больше начинаешь замечать какие-то маленькие штуки. Или большие штуки типа патриархата. Они начинают быть более отчетливыми, и как будто бы немного о них спотыкаешься.
Вообще я практически ничего не знала про Армению, уже потом начала понимать, что здесь своя война. Из-за этого гораздо больше появляется эмпатии. Больше, чем раньше, начинают раздражать стереотипы об армянах, которые я могу услышать от знакомых из Москвы.
О быстро принятом решении уехать
Мне тогда казалось, что вообще весь мир перевернулся. Было много страха. И еще чувство, что либо ты идешь на баррикады, либо уезжаешь, чтобы не идти на баррикады. Сейчас я понимаю, конечно, что вряд ли бы пошла, и вообще я позорно мало делаю политически полезных вещей, хотя вроде у меня больше возможностей, чем у тех, кто остался. Но тогда мне сразу просто безумно захотелось уехать.
Не страшно ли было уезжать с сыном? Наоборот, мне было страшно представить, что он останется в России. Страшно было думать о том, что его там ждет.
О Ереване
У меня сложно с городами. Обычно к ним не возникает привязанности как к чему-то целому, мне кажется странным «любить город». Тут, наверное, еще играет роль моя топографическая дезориентация, я везде хожу с картой и навигатором и могу потеряться в трех соснах.
В Ереване мне не хватает воды и зелени. Про зелень я недавно плакала над статьей про блокаду в Ереване в 90-е, тогда из-за этого срубили кучу деревьев. Тут даже есть памятник срубленным деревьям. Мне кажется, что в городе очень красивый и уютный центр, а вне центра есть своя романтика истошно орущих птиц и детей, красиво развевающегося белья на улицах. Нравится иногда ходить и просто замечать красивое дерево или красивый дом. Город для меня, наверное, состоит из таких маленьких интересных местечек, здороваешься со знакомым двориком, собакой, кустом, вывеской. Такая фрагментарная объединенность, из которой складывается что-то родное.
Я живу в Нор-Норке, и иногда кажется, что на улице слишком пыльно и много мусора. Несколько непривычно, но это такие мелочи. Ереван оказался очень принимающим, и я безумно благодарна за это.