Внимательные читатели могли обратить внимание, что на этой неделе все СМИ и простые жители Армении обсуждают экстренное заседание Совбеза ООН, созванное по инициативе армянского правительства. А вечером 16 августа – армяне смотрели трансляцию и комментировали ее в соцсетях, как будто это футбольный матч. Aliq Ru решили коротко рассказать вам, что же произошло, и какое влияние это окажет на ситуацию (спойлер: практически никакого)
Совбез ООН – это ведь очень серьезно, да? Уж они-то могут обязать разблокировать Лачинский коридор?
На самом деле нет. Совбез ООН – это не какой-то мировой жандарм, который может взять и наказать нарушителя напрямую. Этот орган, заслушав мнения 5 постоянных и 10 непостоянных членов, может издать: резолюцию, заявление председателя или заявление для прессы. Резолюция обладает самой большой силой – она может вводить санкции или даже инициировать военную операцию. Но на деле резолюции обычно лишь призывают страны к каким-то действиям – и это призывы успешно игнорируются.
Например, в 1993 году Совбез ООН принял сразу четыре резолюции по Карабахскому конфликту. В них от Армении требовали «немедленного вывода всех оккупирующих сил» из районов относившихся к Азербайджану, а от обеих сторон – «немедленного прекращения всех военных действий и враждебных актов в целях установления прочного прекращения огня» (армянский взгляд на эти резолюции можно узнать здесь, а азербайджанский – здесь).
Как вы знаете, бои продолжались до мая 1994 года, а ни о каком выводе армянских сил из Агдамского, Лачинского, Кельбаджарского, Зангеланского, Джебраильского, Физулинского и Губадлинского района речь вообще не шла – все они рассматривались как территория Республики Арцах. Какой-либо ответственности за игнорирование резолюции ни для Еревана, ни для Баку предусмотрено не было – все международные посредники просто перечисляли резолюции как то, на что нужно опираться в урегулировании.
А у постоянных членов Совбеза ООН, к которым относятся США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. То есть, вы можете догадаться, ни одна резолюция с осуждением действий России в Украине просто не имеет шансов.
Что стало причиной для нынешнего экстренного заседания Совбеза ООН? Ведь де-факто проезд по Лачинскому коридору ограничен еще с декабря 2022 года.
Вообще-то Совбез ООН рассматривал эту тему еще 20 декабря 2022 года, когда Лачинский коридор перекрывали люди, называвшие себя экоактивистами (сейчас дорогу перекрывают уже азербайджанские пограничники). Документ тогда не приняли, но большинство стран высказались за возобновление движения, а Азербайджан – заверил всех, что никакой блокады нет.
Теперь же, как отметил глава МИД Армении Арарат Мирзоян, Ереван вынужден действовать из-за ухудшающейся гуманитарной ситуации.
«25 июля 2023 года: МККК (Международный комитет Красного Креста – Aliq Media), единственная международная гуманитарная организация, функционирующая в Нагорном Карабахе более 30 лет, заявила: «Несмотря на настойчивые усилия, МККК в настоящее время не может доставить гуманитарную помощь гражданскому населению ни через Лачинский коридор, ни через другие маршруты», – сказал в своем выступлении перед Совбезом министр Мирзоян. – 26 июля 2023 года: Республика Армения направила гуманитарную помощь, которая до сих пор находится у входа в Лачинский коридор, поскольку азербайджанская сторона отказывает в предоставлении доступа».
Порядок въезда и выезда через азербайджанское КПП в Лачинском коридоре, установленное в апреле 2023 года, не был прозрачен и раньше, но с 15 июня проезд закрыт вовсе. Как объясняют азербайджанцы, причиной стал обстрел церемонии с поднятием флага на территории КПП, которую они хотели провести в честь праздника – Дня национального спасения.
Что примечательно, флаг потом все-таки водрузили и движение потом все же возобновили, но в конце июля произошел новый инцидент – азербайджанцы арестовали Вагифа Хачатряна, 68-летнего жителя Арцаха, который ехал на лечение в Армению. Как утверждает генпрокуратура Азербайджана, он военный преступник, принимавший участии в пытках и убийствах мирных азербайджанцев во время Первой Карабахской войны.
А что за Агдамский коридор, о котором говорят в Баку? Неужели армяне на самом деле могут получить все необходимое, но отказываются – только потому, что это из Азербайджана?
Агдамский коридор – это дорога до Степанакерта со стороны Азербайджана. Агдам – это полностью разрушенный город (действительно полностью, хуже Бахмута!), который с 1994 по 2020 год контролировался армянами, а затем был передан Азербайджану согласно Совместному заявлению России, Армении и Азербайджана от ноября 2020 года.
Действительно, прямо сейчас Баку пытается привлечь как можно больше внимания к этой дороге. Туда приезжал помощник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам – Хикмет Гаджиев, а теперь работает целая группа турецких журналистов.
Однако сам же помощник президента Азербайджана произнес слова, полностью описывающие причину, по которой армяне отказываются использовать дорогу через Агдам: «Предложение Азербайджана состоит в том, чтобы сделать эту дорогу отправной точкой реинтеграции карабахских армян в политическую, экономическую, социальную сферу Азербайджана».
Иными словами, Баку хочет, чтобы армяне Карабаха связали себя с Азербайджаном примерно так же, как мы связали себя с Арменией. Получили какие-то первоначальные документы, подтверждающие право находиться в стране, завели банковские счета и карточки, открыли ИП или устроились на работу. Все прекрасно понимают, что это работает как цепная реакция – чтобы сделать свою жизнь в стране комфортной, нужно плотно встроиться в ее системы. Но если мы сделали выбор связать свою жизнь с Арменией, то армяне Карабаха не делали такого выбора в отношении Азербайджана. Да, они потерпели поражение в войне, но до сих пор не хотят признавать его и верят, что смогут заморозить ситуацию хоть на каком-то приемлемом уровне.
Азербайджан же всеми средствами не позволяет этого сделать. В его интересах – постоянно продвигать ситуацию еще дальше, и исключительно в свою пользу. Иногда это действительно преподносится как акты гуманизма – например, когда блокада только начиналась, чиновники из Баку даже организовали «горячую линию» для помощи жителям региона. Но главным их мотивом было вовсе не помочь, а заставить армян признать себя жителями Азербайджана – раз уж они звонят на номер с кодом +994.
Если же продукты, а также газ и электричество в Карабах будут подаваться только со стороны Азербайджана, сохранить автономность станет невозможно. Регион просто сольется с азербайджанской экономикой и станет ее частью. Для азербайджанцев это стало бы окончательной победой – поэтому они активно добиваются этого.
Так о чем же все-таки говорили на Совбезе ООН? Страны были скорее за разблокировку Лачинского коридора или за запуск Агдамского?
Короткий ответ – это было соревнованием между Арменией и Азербайджаном: у кого больше друзей. Какого-либо документа по итогам заседания принято не было, поэтому единственным результатом стали высказывания представителей тех или иных стран. Как обычно, одним из самых проармянских было выступление Франции.
«В свете тяжести гуманитарной ситуации Франция призывает к безусловному и немедленному восстановлению свободного передвижения товаров, людей и продуктов по Лачинскому коридору в обоих направлениях и призывает к непрерывным поставках газа и электроэнергии для населения», – заявила заместитель постпреда Франции в ООН Натали Эстиваль-Бродхерст.
Постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд тоже высказалась в защиту Лачинского коридора. «США обеспокоены гуманитарной ситуацией в Нагорном Карабахе и очень встревожены закрытием Лачинского коридора, в результате чего оказался отрезан доступ к необходимым товарам и произошло усугубление гуманитарной ситуации», – сказала она.
А вот представители Бразилии и Албании явно сделали реверанс в сторону Азербайджана. Они заявили, что доступ в регион должен быть беспрепятственный, и для этого могут использоваться в том числе альтернативные дороги. При этом албанский представитель максимально разозлил армян, используя формулировку «граждане Азербайджана армянского происхождения».
Что касается России, то выступление ее представителя Дмитрия Полянского в Ереване точно никого не обрадовало. По сути, российский дипломат еще раз напомнил армянам о том, что они подтвердили приверженность Алма-Атинской декларации, а значит – сами признали Карабах частью Азербайджана. Он также напомнил о плане разрешения конфликта, о котором недавно писала газета “Коммерсантъ” – он предполагает открытие дороги через Агдам, а ровно через сутки – и разблокировку Лачинского коридора. При этом гарантии безопасности и соблюдения прав армянского населения, по его мнению, должны быть даны «на основе общепризнанных международных принципов в рамках юридического поля Азербайджана».
Если делать по итогам заседания реалистичный прогноз, то от идеи использования дороги через Агдам Баку не отступит.
Правда, армянский премьер Никол Пашинян попытался найти какие-то успехи даже в этой ситуации. По его словам, если в ходе обсуждения члены Совбеза ООН признали, что блокада и гуманитарный кризис действительно есть – то это уже результат. Хотя представитель Азербайджана Яшар Алиев старательно убеждал всех в обратном, в том числе демонстрируя распечатки из Instagram с фотографиями свадеб и вечеринок в ресторанах Степанакерта. Действительно, в Карабахе продолжается жизнь, и за деньги все еще можно накрыть себе праздничный стол – достаточно скромный. Но это совсем не означает, что проблемы не существует.
Кирилл Кривошеев
Журналист 7 лет писал о постсоветском пространстве в газете «Коммерсантъ», пишу аналитические колонки для Фонда Карнеги, «Холода», Moscow Times, Forbes