Сегодня Араик Арутюнян заявил о том, что покидает пост президента Арцаха. Подробнее об этом решении читайте здесь. Корреспондент Aliq Media вспомнил историю президенства Арутюняна и дал свою оценку сегодняшнему событию.
Араик Арутюнян был избран президентом непризнанного Арцаха 21 апреля 2020 года — в разгар первой волны коронавируса. Тем не менее, в Армении и Арцахе ограничения вводились очень медленно и были мягкими, поэтому голосование состоялось.
Вместе с президентскими тогда же прошли парламентские выборы, при этом законодательный орган был перенесен из Степанакерта в Шушу, что серьезно разозлило Азербайджан (в советское время население Шуши более чем на 90% состояла из азербайджанцев, для Азербайджана город имеет большое историческое и культурное значение). Инаугурация Араика Арутюняна тоже проходила в Шуше, что не осталось незамеченным. Предполагается, что именно тогда Азербайджан принял решение о начале войны.
После поражения армянских сил и ввода в регион российских миротворцев, уже звучали предположения, что Араик Арутюнян может уйти в отставку. Он и сам говорил о таком сценарии: «Осознавая определенные общественные и политические настроения, хотел бы отметить, что готов подать в отставку при первой же возможности, когда республика будет готова преодолеть сложности президентских и парламентских выборов. В разумные сроки в Арцахе будут организованы внеочередные общегосударственные выборы, на которых я не буду баллотироваться и после которых уйду из политики».
Однако в начале 2021 году всю информационную повестку захватила ситуация в самой Армении, где развернулось противостояние между Николом Пашиняном и Робертом Кочаряном. К тому же в непризнанном Арцахе сложилась вполне комфортное взаимодействие между правительством Араика Арутюняна и российскими миротворцами, нарушать которое досрочными выборами не было никакого смысла.
В 2022 году, во время передачи под контроль Азербайджана сел в Лачинском районе, Баку выступил за диалог с «армянами Карабаха» (такая формулировка подчеркивает, что Арцах как некую политическую единицу в Азербайджане не признают). Идея о том, чтобы в этих переговорах участвовал Араик Арутюнян, даже не обсуждалась — его фигура в Баку после войны была полностью демонизирована. Зато в качестве делегата с армянской стороны неожиданно выступил Виталий Баласанян, на тот момент занимавший пост секретаря Совбеза непризнанной республики. Как рассказывают мои собеседники, он имеет неформальные связи с Баку и к тому же с юности владеет азербайджанским языком. Но сказать, что переговоры имели успех, нельзя.
Весной 2023 года, уже после начала блокады Лачинского коридора, армяне Карабаха и азербайджанцы встретились еще раз — на базе российских миротворцев в городе Иванян (Ходжалы). Но тогда Виталия Баласаняна уже заменил новый секретарь Совбеза — Самвел Шахраманян. Теперь своим, возможно, последним решением на посту президента Арутюнян назначил Шахраманяна госминистром (главой правительства) Арцаха.
Буквально пару дней назад я брал интервью у Сергея Газаряна — главы МИД непризнанной республики, и, среди прочих, задал вопрос о переговорах с Азербайджаном. Но Газарян ответил очень уклончиво и не назвал фамилию Шахраманяна в этом контексте: «Что касается обсуждения политических вопросов, в том числе связанных с всеобъемлющим урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, то мы всегда подчеркивали необходимость согласованного международного формата, в рамках которого можно будет приступить к поиску взаимоприемлемых, сбалансированных решений, которые обеспечат прочный, справедливый и достойный мир». Вероятно, на тот момент идея назначения Самвела Шахраманяна на пост главы правительства уже рассматривалась.
Прогноз, который можно сделать на основе нынешних событий, очень неутешителен для армянского общества. Согласно поправкам в конституцию, внесённым в феврале, в случае отставки в военное время, президент не избирается, а назначается депутатами парламента. Это должно произойти до 10 сентября, и кандидатура, скорее всего, уже согласована в верхах.
Теоретически, в столь сложный период истории руководителю лучше заручиться поддержкой на выборах. Но эту процедуру в непризнанном Арцахе мы вряд ли когда-нибудь ещё увидим. Во-первых, для этого нет ресурсов. Во-вторых, это просто опасно — регион и так стоит на пороге новой вспышки насилия, а в Азербайджане новость о выборах точно не оставят без внимания. Ну и справедливости ради следует отметить третий фактор: после того, как Никол Пашинян признал территориальную целостность Азербайджана, он лишается возможности даже поздравить будущего гипотетического президента Арцаха с победой.
Поэтому, вероятнее всего, оговорка Араика Арутюняна о «расширенных полномочиях» для нового госминистра Шахраманяна закрепит переход на новый этап в истории региона. Выражаясь очень мягко, его можно назвать этапом «гибких решений». Но говоря начистоту, это не что иное как вынужденные уступки Азербайджану.
Журналист 7 лет писал о постсоветском пространстве в газете «Коммерсантъ», пишу аналитические колонки для Фонда Карнеги, «Холода», Moscow Times, Forbes