Главной новостью 6 сентября в Армении, стало объявления о совместных учениях с США, которые пройдут 11-20 сентября. Российские и не только СМИ начали обсуждать это даже с большей охотой, чем визит супруги Никола Пашиняна в Киев. Хотя, если разобраться, об армяно-российских отношениях куда больше говорит второе, чем первое. Aliq Ru решил ответить на ряд вопросов, возникающих при просмотре новостной ленты.
Совместные учения Армении и США — это ответ Вашингтона на обострение в регионе? Американские военные приезжают, чтобы не дать Азербайджану начать войну?
Нет, это исключено. Во-первых, план военных учений разрабатывается любой армией сильно заранее — это просто не может быть ответом на политическую конъюнктуру. Например, в январе Никол Пашинян заявил, что Армения отказывается принимать учения ОДКБ, хотя сами учения должны были пройти осенью.
Но главное даже не это, а то, что учения с американскими коллегами будет проводить 12-я миротворческая бригада вооруженных сил Армении, которая не предназначена для боевых действий против Азербайджана. Она известна участием в международных миссиях, о которых вообще мало кто знает. Известно ли вам, что армянские военные участвовали в охране афганского аэропорта Кундуз, были в Ираке, Ливане, до сих пор присутствуют в Косово? А между тем, об этом открыто сообщается на сайте Минобороны Армении.
Согласно свежему пресс-релизу, из которого все журналисты узнали новость, цель учений состоит в том, чтобы «повысить уровень оперативной совместимости подразделений, участвующих в международных миротворческих миссиях» и помочь армянскому подразделению не отставать от НАТОвских стандартов в этом вопросе.
Этого оказалось достаточно, чтобы вызвать «настороженность» у Пескова и целый вал критики в право-патриотических Telegram-каналах. Особенно отличился ведущий Soloviev Live Cергей Мардан, который назвал Пашиняна «новым Саакашвили».
«Можно конечно саркастически смеяться над армяно-американскими учениями, но смеяться на самом деле не над чем. Крошечное государство, само существование которого прямо и косвенно обеспечивается Россией, на глазах превращается в Грузию Саакашвили.
Саакашвили тоже “не замечали” четыре года, пока нарыв не пришлось вскрывать в августе 2008 года с помощью русских танков», — написал он.
Но если просто вбить в поисковик «учебный центр “Зар”», где и будет проходить тренинг, сенсация разрушится сама собой. Буквально все его упоминания в СМИ связаны с визитами американских генералов. Из журнала «Хай зинвор» («Армянский солдат», аналог российской газеты «Красная звезда») за 2015 год можно узнать, что в «Заре» «были проведены военные учения одного из стрелковых батальонов (командир — подполковник Васак Аветисян) миротворческой бригады МО в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира».
В 2017 году этот центр был отстроен и заново открыт при поддержке США (заметьте, у власти тогда был не Пашинян, а Серж Саргсян, который считался пророссийским), а в 2022 году — модернизирован, и вновь на открытии были высшие чины из Европейского командования американской армии.
И что, вы хотите сказать, что проблемы в отношениях Армении с Россией надуманы?
Конечно, нет, они более чем реальны. Об этом свидетельствуют и заявления Пашиняна итальянской газете La Repubblica о том, что Армения совершила «стратегическую ошибку», положившись на Москву в вопросах безопасности, и отзыв армянского постпреда при ОДКБ, и сегодняшний выпад спикера армянского парламента Алена Симоняна в адрес Марии Захаровой, которую он назвал «какой-то секретаршей».
И все же нужно разграничить события и заявления, связанные непосредственно с нынешним обострением, и те процессы, которые уже давно являются фоном, но по другому воспринимаются в нынешних условиях.
А что с отправкой гуманитарной помощи Украине и визитом жены Пашиняна в Киев? Разве Москва может такое простить?
Скажем так, это не останется без внимания. Но преувеличивать значение этого события не нужно. Как показал опыт последних полутора лет, Россия относительно спокойно воспринимает отправку Украине гуманитарная помощи — это регулярно делают Турция, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан, и отношения с ними остаются ровными.
К тому же, на наш взгляд, СМИ несправедливо разделили эти две новости: визит Анны Акопян на встречу первых леди и джентльменов (ее организует Елена Зеленская) и отправку гуманитарной помощи. Судя по сообщению «Радио Азатутюн», помощь передаст именно супруга премьера, а значит, это следует воспринимать как одно событие. К тому же, важно держать в голове, что роль первой леди обычно и заключается в том, чтобы участвовать во всевозможных гуманитарных и благотворительных проектах. А приехать в Киев в настоящее время и не попытаться чем-то помочь мирным жителям — это просто странно.
А что с Римским статутом? Теперь Армения готова его ратифицировать и при случае арестовать Путина?
Сложно сказать. В апреле спикер армянского парламента Ален Симонян говорил, что не считает ратификацию документа хорошей идеей, так как это «станет непозитивным шагом в отношении России». Теперь он говорит совсем другие вещи.
«По всей вероятности, Римский статут будет ратифицирован. Документ находится в этапе обсуждений. Обсудим, поймем, какие есть выгоды, а их много, поскольку против нашей страны совершались и совершаются военные преступления. Нам это нужно, нашей стране это нужно», — заявил он 6 сентября.
Впрочем, напрямую увязывать ратификацию Римского статута и желание арестовать Путина совершенно некорректно. Армения видит в этом документе прежде всего инструмент по привлечению к ответственности азербайджанских военных преступников.
При этом, например, лидер страны, ратифицировавшей Римский статут, ЮАР, в июне был в Москве и называл Путина «партнером, с которым очень приятно работать». Да, на саммит БРИКС, который проходил в Йоханнесбурге, Путин не поехал, но следует признать — даже если бы он отправился туда, ничего особенного, скорее всего, не произошло бы. А если ордер на арест от Международного уголовного суда игнорирует даже ЮАР, тем более странно ожидать каких-то резких действий от Армении, чья «архитектура безопасности», по признанию Пашиняна, «на 99,999% связана с Россией».
Журналист 7 лет писал о постсоветском пространстве в газете «Коммерсантъ», пишу аналитические колонки для Фонда Карнеги, «Холода», Moscow Times, Forbes