Журналист AliQ Media поговорил с дипломатом и экс-главой МИД Арцаха Арманом Меликяном о риске новой военной эскалации (о такой возможности, к примеру, на основе анализа передвижений азербайджанской военной техники сообщают международные организации, исследующие войну) и о том, что сейчас происходит в отношениях Армении и России.
Общий вопрос: что вы думаете про возможную новую войну между Арменией и Азербайджаном и вообще эскалацию конфликта?
В данный момент вероятность широкомасштабной военной эскалации по инициативе Азербайджана не так высока, как может казаться. Бряцание оружием, воинственная риторика и постоянные военные провокации на линии соприкосновения ВС Азербайджана и Армении, а также в зоне ответственности российских миротворцев в Республике Арцах (Нагорном Карабахе), используются президентом Алиевым для того, чтобы официальный Ереван и Степанакерт из-под палки, но как бы нехотя выполняли требования, которые, по мнению многих, формулируются в Кремле.
Есть ли возможность из актуальной точки вернуться к формату переговоров? Какие условия для этого необходимы? Например, к чему может привести гипотетическое открытие дороги через Агдам?
Ситуация сейчас такова, что, скорее всего, в силу разных причин предметные переговоры не нужны ни Москве, ни Баку. Вероятно, будут формироваться предпосылки к тому, чтобы следующие в Арцах через Акна/Агдам гуманитарные и прочие грузы поставлялись из России и конвоировались российскими же миротворцами.
Открытие и бесперебойное функционирование этого маршрута в дальнейшем будут способствовать полной изоляции Арцаха от Армении, если при этом Бердзорский/Лачинский гуманитарный коридор останется заблокированным.
Как может повлиять отставка президента Арцаха на ситуацию в целом и конкретно на возможность Нагорного Карабаха участвовать в международных процессах?
Не буду забегать вперед — время покажет, каким реальным ресурсом он обладает. В течение 1-2 месяцев станет ясно, способен ли он стабилизировать ситуацию или станет следующим провальным функционером.
Скажите, что, на ваш взгляд, происходит сейчас в отношениях Армении и России? Никол Пашинян открыто заявил о том, что завязывать безопасность страны на РФ было ошибкой, за этим последовали агрессивные речи российских чиновников и пропагандистов, но вот вчера Путин сказал, что в отношениях РФ и Армении всё хорошо.
Пашинян таким образом реагирует на очевидный проазербайджанский и протурецкий крен в политике Москвы, ее фактический отказ от выполнения союзнических обязательств в отношении Армении. Россия же использует недружественную «переориентацию вероломной армянской власти» для дальнейшего дистанцирования от официального Еревана, изоляции Арцаха от Армении, укрепления там и в целом на территории Азербайджана собственного военно-политического присутствия и влияния. Я даже не исключаю того, что Москва с согласия Баку может пресечь хождение в Арцахе армянского драма, заменив его рублем.
Путин может быть доволен состоянием российско-армянских отношений — ведь они в целом развиваются по сценарию Кремля.