После начала военной агрессии Азербайджана в Арцахе многие организации запустили сборы гуманитарной помощи — и это вызвало довольно большое количество вопросов у людей. Мы поговорили с председательницей фонда «Вива» Татьяной Оганесян, постаравшись прояснить волнующие вопросы и подробнее узнать о том, какая помощь сейчас необходима в первую очередь.
Благотворительное общественное объединение «ВИВА. Врачи и волонтеры — Армении» было создано 7 апреля 2016 года во время очередной военной агрессии со стороны Азербайджана в Республике Арцах. Первую реальную помощь (медицинские принадлежности, машина скорой помощи и т.д.) ВИВА оказала Арцаху на 4-й день войны.
Фонд недавно запустил благотворительный сбор для людей в Арцахе. Это запас на возможное будущее, когда в регион можно будет проехать?
Наша деятельность ведется с 2016 года. Мы работали со всеми приграничными больницами, а также с больницами в самом Арцахе. Сейчас, естественно, мы туда ничего доставить не можем. В текущей ситуации нам нужно иметь определенную фору для того, чтобы подготовиться к возможным потокам людей из Арцаха.
Сейчас мы открыли склад в Горисе и уже отправили туда аптечки первой помощи. Там простые препараты — жаропонижающие и так далее. Мы собрали уже почти тысячу аптечек, часть из них доехала до Гориса.
Кроме того, мы знаем, чего сейчас не хватает больнице Степанакерта и других населенных пунктов Арцаха. Если откроется дорога, мы сможет довести до них необходимые вещи: то, что используется в больнице, расходные материалы, медицинские препараты.
Эта работа в принципе всегда велась фондом. К сожалению, она была остановлена в декабре, но с декабря нам дважды удалось доставить большие грузы, чтобы хотя бы на некоторое время перекрыть необходимость в базовых вещах. Но с июля в Арцах уже ничего не доставлялось.
Сейчас в интернете довольно много различных сборов. Это вызывает немного хаотическое ощущение. Происходит ли сейчас какая-либо кооперация между фондами, ведется ли совместная работа?
Мы как раз сегодня были на координационном собрании с министром соцобеспечения. Другие организации, открывшие сборы, как я понимаю, сейчас тоже работают на опережение. Поэтому лучше не приносить скоропортящиеся продукты. Я знаю, что сейчас скопилось огромное количество грузов в Горисе, которые уже не могут быть доставлены.
По поводу медицинских препаратов. Я уже много лет прошу обращаться именно к нам, потому что мы профессиональное медицинское сообщество, так что можем подсказать, что нужно, а что не нужно покупать. Люди покупают порой препараты, которые не работают, просто тратят деньги. Это такая токсичная благотворительность, которая, на мой взгляд, должна быть пересмотрена.
Сегодня нужно совершенно точно собирать только те вещи, которые могут храниться долго. Например, сейчас в Москве мы попросили наших волонтеров собирать памперсы — так что теперь у нас будет запас на случай любой чрезвычайной ситуации.
В сети я вижу много скептических комментариев под объявлениями о сборах: люди спрашивают, что это за сбор такой, если дорога в Арцах закрыта. И часто они не получают ответа. Почему сейчас так мало информации и на что нужно ориентироваться при выборе фонда?
Во-первых, на мой взгляд, не стоит доверять личным сборам. Один человек всегда может ошибиться. А доверять нужно, безусловно, только тем фондам, которые публикуют отчетность, дают информацию по своим сборам.
Сейчас, в условиях войны, мы не всегда можем писать о том, что мы конкретно закупаем. Мы знаем, что и сколько нужно закупать. Я специально не озвучиваю названия конкретных препаратов, потому что, например, в предыдущую войну у нас скопились реки никому не нужной зеленки, тонны ваты, которую человек мог, например, закупить сразу фурой. И что нам с ней делать?
После военных действий мы всегда ставим абсолютно всю информацию на наших страницах. Кроме того, мы отвечаем перед налоговой — то есть нет такого, что мы сидим и сами по себе принимаем решения. Если привести всю благотворительную сферу в более или менее прозрачный формат, это будет очень здорово. Мы с 2020 года говорим об этом.
К нам, к примеру, можно прийти, можно стать волонтером, посмотреть, как всё это работает, убедиться в прозрачности фонда. Вообще всю основную работу у нас делают волонтеры — от юридической до финансовой.
Люди, к сожалению, часто действуют на эмоциях, забывают проверять такие вещи. Поэтому еще раз призываю: посмотрите на проделанную работу фонда. Кроме того, нам всегда можно написать — мы даем обратную связь по максимуму. Сейчас, конечно, объем вопросов настолько большой, что даже наша волонтерская команда не справляется.
Скажите, а есть какие-то вещи, которые необходимы всегда, и их точно нужно приносить?
Те же памперсы. Если сейчас их не получится доставить, то они в любом случае пойдут по назначению — к примеру, в детские дома. Они не испортятся и никуда не пропадут. Можно покупать смеси детского питания с длительным сроком хранения. Обычно список того, что нужно, висит на нашем сайте.