Сотни людей погибли в ходе вторжения в Арцах, десятки тысяч лишились дома, 170 человек сгорели заживо от взрыва бензовоза под Степанакертом, на пути в Армению. Все эти новости собирают в азербайджанских каналах поток смеющихся эмоджи и одобрительных комментариев. Чтобы понять, как так вышло, нужно взглянуть на историю расчеловечивания армян в культурном и медийном пространстве Азербайджана, набравшей обороты особенно в последние 3 года — после 44-дневной войны.
Бесконечный караван из людей и машин протянулся в Сюникскую область из Степанакерта через Лачинский коридор. На момент написания этого текста Арцах покинуло уже больше половины его населения — армяне не хотят жить под управлением азербайджанцев, потому что они прекрасно знают, как те к ним относятся.
Как вообще подобное стало возможным в XXI веке? Люди убивают других людей за принадлежность к определенной нации, лишают их родной земли, насмехаются над теми, кто уже все потерял — и все это с полной уверенностью в собственной правоте.
Ответ простой, как и в случае с братоубийственной войной в Украине — пропаганда. Пропаганда, если она доносится изо всех щелей и становится мейнстримом, в рупоре государства может делать страшные вещи с людьми, не привычными к информационной гигиене и критическому мышлению (или вообще не имеющими о них представление).
Антиармянская пропаганда со стороны Баку всегда впечатляла своей наглостью и оторванностью от реальности, но после 44-дневной войны (когда, как теперь стало ясно, Азербайджан начал готовиться ко второму победному раунду) ее оголтелость превысила все мыслимые пределы.
В середине августа 2023 года, за месяц до вторжения Азербайджана в Арцах, Фонд «Татоян» отчитался о новой волне пропаганды ненависти, которую Азербайджан вел с 2022 года.
Согласно исследованию фонда «Центр права и справедливости Татоян», начиная с прошлого года азербайджанская пропаганда резко усилилась. Теперь ее цель — представить всю территорию Армении, а не только Арцах, как азербайджанскую. Специалисты обратили внимание, что на сайтах почти всех азербайджанских СМИ и на телеканалах теперь есть новая рубрика «Западный Азербайджан» (так они называют Армению). Эта концепция служит разжиганию ненависти и подготовке мнения общества к возможным дальнейшим военным действиям, предупреждают в фонде. Например, государственное агентство «Baku TV» запустило новый видеосериал «Хроника Западного Азербайджана», содержание которого представляет собой псевдонаучное повествование угрожающего характера, его цель — лишить армян своей истории.
Далее мы приведем некоторые примеры такой пропаганды и разберем используемые в ней приемы. Большинство материалов, на которые мы даем ссылки, заблокированы на территории Армении как (справедливо) экстремистские, но в Google можно найти сохраненные копии текстов.
1. Игнорирование геноцида армян и вместо этого навязывание им неких придуманных геноцидов азербайджанцев.
В XX в. и на Южном Кавказе, и в Восточной Анатолии армяне, при поддержке своих покровителей, неоднократно учиняли массовые убийства и осуществляли депортации тюрко-мусульманского населения. Однако армяне, сфальсифицировав историю, подают себя миру как нацию, подвергшуюся геноциду. К сожалению, не только массовые убийства, учиненные армянами в начале XX в., но даже и немыслимые преступления, совершенные ими на территориях Азербайджана, оккупированных в 1991-1994-х гг., были встречены молчанием со стороны международных организаций и влиятельных государств. Поскольку Армения до сегодняшнего дня остается безнаказанной за свои кровавые преступления, то это еще больше подстрекает ее на все новые и новые преступления.
В случае этих тезисов полностью игнорируются реальные факты массовых убийств армян, при этом армянам вменяются в вину как минимум неоднозначно трактуемые исторические события.
Обратите внимание, что сомнению подвергается сама армянская идентичность — армяне позиционируются как лживая нация, которая придумала себе несуществующую трагедию, чтобы скрыть свои якобы имевшие место чудовищные злодеяния.
Пропагандистский русскоязычный сайт «Вестник Кавказа», контролируемый Баку, дошел до того, что в апреле, в День памяти жертв геноцида армян, опубликовал следующий текст:
День армянского национализма: Подобные акции, воспроизводящие стилистику нацистских факельных шествий, включая характерную маршевую музыку, армянские националисты организуют ежегодно в канун 24 апреля, когда в Армении отмечается день так называемого «геноцида армян» — однобокой националистической трактовки трагических событий 1915 года в Османской империи. По сути, 24 апреля является Днем армянского национализма, и потому в этот и предшествующий день в Армении и в националистических кругах армянской диаспоры устраиваются различные тюркофобские провокации. В этом году националисты выдвинули лозунг «Одна родина, один суд, один путь — борьба» по аналогии с печально известным нацистским лозунгом «Один народ, один рейх, один фюрер».
Сравнение жертв геноцида с нацистами, устроившими холокост, — это, безусловно, сильное заявление, демонстрирующее общий уровень и стилистику азербайджанских пропагандистов. При этом те же авторы продвигают собственную концепцию геноцида, якобы имевшего место тогда же — но уже азербайджанцев (фактически, эта концепция была придумана указом 1998 года Гейдара Алиева, отца нынешнего руководителя страны).
2. Тезис, что армяне предали Российскую империю
Как известно, корни армянского экстремизма и терроризма, от которого более 30 лет страдает азербайджанский народ, уходят в XIX век. Тогда, переселившись из Ирана и Турции на исконно азербайджанские земли, армяне стали притеснять местное население, терроризировать мирных жителей, захватывать основные позиции в торговле и промышленности Южного Кавказа. Все это происходило тогда во многом благодаря позиции правящих кругов Российской империи, благосклонно относившихся к армянам и рассматривавших их в качестве своего форпоста в регионе. Однако вскоре и России пришлось столкнуться с неблагодарностью армян, которые начали борьбу против российского правительства и развернули на Южном Кавказе сепаратистскую деятельность. Неплохо было бы сегодняшним апологетам армянства в российском медиа пространстве и некоторым проармянским политикам в России напомнить, что именно Российская империя стала первой жертвой армянского экстремизма на Южном Кавказе… В последней трети XIX в. в России сформировался довольно устойчивый взгляд на армян как на основной дестабилизирующий фактор, представляющий опасность российским интересам на Южном Кавказе.
Тенденциозные факты подбираются произвольным образом, цитаты вырываются из контекста, продолжает создаваться даже не альтернативная история, а просто перевернутый мир, в котором армяне лжецы, предатели и сепаратисты. У них появляется новое приписанное свойство — неблагодарность к российским покровителям (разумеется, все эти исторические натяжки используются, чтобы спроецировать их на конкретную геополитическую ситуацию 21 века — с российскими миротворцами в Нагорном Карабахе.
3. Теории заговора о влиянии армян на российские элиты
Это достаточно старый фейк, подозрительно напоминающий известные антисемитские теории, распространенные в правых кругах.
В последние 100 лет армяне активно выдавали себя за друзей России, намереваясь руками своего «стратегического союзника» решить собственные задачи. Так, во время мартовских событий 1918 года, когда обезумевшие дашнаки устроили резню азербайджанцев и прочих мусульман в Баку, руководили ими прекрасно замаскировавшиеся под коммунистов преступники вроде Степана Шаумяна. Коммунистами они, конечно, были только постольку, поскольку это создавало прекрасную возможность осуществить резню мусульман под лозунгом «советизации взбунтовавшихся масс». Позже те же дашнаки спровоцировали нагорно-карабахский конфликт, активно пользуясь покровительством Горбачева, которого щедро подкупили.
Здесь к образу армянина добавляется еще и стремление внедриться, выдать себя за своего, повлиять в своих интересах — и все исключительно из-за вымышленной ненависти к туркам и азербайджанцам. Но в таком случае возникает несостыковка: враги России или влиятельные члены российских элит?
4. Привлечение на свою сторону Пушкина
Удивительно, но в целях антиармянской пропаганды Азербайджан привлек на свою сторону даже русского поэта Александра Пушкина.
Последние события вновь обнажили уродливую, варварскую личину армян. И как тут не вспомнить меткое высказывание великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина об армянах. Как точно он, описывая пару веков назад армян, обрисовал их образ. «Ты трус, ты раб, ты — армянин», — восклицал поэт.
Эта вырванная из контекста художественного произведения цитата, используемая как фейк, была подробно разобрана еще в 2021 году.
Не будем на ней останавливаться, а лишь отметим цель пропаганды: внедрить мысль, будто мнение об армянах как рабах и трусах было «общеизвестно» еще 200 лет назад. Кстати, а где 200 лет назад были азербайджанцы как народ? Или Азербайджан как государство?
5. Армяне — нацисты
Здесь, к сожалению, у азербайджанцев есть очень удобная мишень: националист Гарегин Нжде, который действительно в период Второй Мировой войны сотрудничал с нацистами и действительно имеет определенный культурный вес в современной Армении.
Из Москвы в Ереван в очередной раз в совершенно недвусмысленной и категорической форме поступил не просто намек, а совершенно конкретный посыл в кратчайшие сроки свернуть государственную политику героизации нацизма и ликвидировать любые намеки на ее реализацию в прошлом. Нам остается только ждать, поймут ли это в Ереване.
На этом основании, впрочем, делаются выводы, что все армяне нацисты, после чего обвинение их в геноциде азербайджанцев становится куда более «логичным».
При этом, кто именно больше склонен к нацистским рассуждениям видно из следующей цитаты военкора Баку ТВ про похищенного в начале августа в Лачине Вагифа Хачатряна. Оставим ее, пожалуй, без комментариев:
Принимая во внимание имя и отчество Вагифа Черкезовича, можно смело предположить, что эта тварь является, мягко говоря, недоразумением, приобретенным в результате беспорядочных связей с азербайджанцами (Xaçatryan Vaqif Çərkəz oğlu). Всем известно, что Азербайджанские мужчины Карабаха любили проводить уик-энд в Ханкенди и Аскеране в кругу представительниц древней профессии. Ну а Хачатрян — это, по моему скромному предположению, фамилия «пробирки», в которой образовалось это зло.
6. Армян как нации не существует
Еще один постоянный мотив, который приобрел зловещие тона на фоне угрозы реальных этнических чисток в Карабахе.
Армяне предстают взору непредвзятого читателя, во-первых, как неоднородный этнос, который не мог быть автохтоном в Азербайджане и в Грузии, вообще на Кавказе. Во-вторых, на Кавказ, армяне заселялись из разных стран и в различное время. Их «рандеву» в этом регионе свидетельствовало, что они не подозревали о существовании друг друга, да и говорили на наречиях, непонятных, мигрантам, прибывшим из разных весей. В-третьих, таким образом, речь должна вестись об этносе-аллохтоне на Кавказе, прародина которого находится далеко на Западе. Подведя итоги открытой нами темы об этнической, религиозной пестроте и маршрутах кочевания армянского народа, хочется отметить, что мы имели целью показать процесс становления этого народа, давно потерявшего свою государственность и обретшего ее только в 20 веке на Кавказе за счет азербайджанских и грузинских земель. Однако длительное отсутствие у армян навыков построения государства, дурная привычка воровать культуру, историю и земли соседних народов в итоге оборачивалась бедствиями для самого же армянского народа, который прошел за века огромный маршрут от Балкан, Средиземноморья, Малой Азии и до Кавказа. Неумение или нежелание строить нормальные отношения с соседними народами или же вероломное предательство их и является основной причиной бедствий и постоянного кочевого образа жизни армянского этноса.
Дополнительные ссылки: «Армяне — искусственная нация», — сообщает нам заведующий сектором администрации президента Азербайджана.
Более того, не только Армения не принадлежит армянам, но даже само слово Армения к ним не относится!
Кажется, эти тезисы не нуждаются в комментариях — настолько они абсурдны для любого, кто знаком с историей региона, описанием завоеваний Тамерлана, историческими источниками по арабским завоеваниям или географическим трудам времен Античности. Можно предположить, что в азербайджанском обществе присутствует определенная травма, связанная именно с относительно недавнем формированием (и признанием другими) собственной национальной идентичности: к примеру, в первой советской переписи 1926 года азербайджанцы были записаны как «тюрки».
И что в итоге?
В итоге после такой обработки у азербайджанского читателя и зрителя создается картина: армянин жадный, глупый, трусливый эгоистичный нацист и кровопийца, которого при этом не существует как нации. Как это совпадает с заявлениями руководства Азербайджана на международном медийном поле — о «реинтеграции», о «наших согражданах», о «национальном меньшинстве»? Никак!
Азербайджанское общество не собиралось принимать нагорно-карабахских армян в качестве своих сограждан, не собиралось их интегрировать или реинтегрировть. Азербайджанское общество напряженно искало возможности «очистить» земли Нагорного Карабаха от армян.
А завтра была война.