После захвата Азербайджаном Нагорного Карабаха отношения Армении с Россией сильно изменились. Наш экономический обозреватель Иван Карпенко решил разобраться с вопросом о том, насколько сейчас сильна экономическая зависимость страны от РФ и какие изменения происходили в последнее время.
В мае этого года мы уже делали подробный разбор того, как изменились объем и структура внешней торговли РА после «СВО». И вот, в очередной раз готовя регулярную инфографику по этой теме для нашего телеграм-канала (на который вы наверняка уже подписаны, но если вдруг нет, см. карусель, рис. 1-4 ), мы решили копнуть немножко глубже. Тем более что вопрос зависимости армянской экономики от РФ теперь заиграл новыми красками в сфере последних событий и резко ухудшившихся отношений.
Как нам кажется, ежемесячный отчет Статистического комитета РА, данные из которого мы обычно используем для нашей инфографики, не дает возможности увидеть новые наметившиеся тенденции и важные изменения. Поэтому мы решили самостоятельно подробнее изучить базу внешней торговли, выложенную на сайте все того же Статкомитета. Но давайте по порядку.
Начнем, собственно, с того, из-за чего мы и решили копать — ввод Грузией ограничений на реэкспорт автомобилей через свою границу. Нам показалось, что это должно было существенно изменить картину внешней торговли РА, поскольку данная позиция быстро заняла главную роль как в импорте, так и в последующем реэкспорте с первых месяцев войны. Так, собственно и оказалось (рис 5) .
Экспорт автомобилей рухнул с 67 млн в июле до менее чем 12 млн в августе.
Здесь немножко отступим от темы и отметим, что из графика хорошо видно: проблема с таинственным исчезновением автомобилей на 50 млн ежемесячно так и не прояснилась. Поверить, что вся эта разница между импортом и экспортом остается в личном пользовании граждан Армении по-прежнему не получается.
Итак, к чему привело это довольно значительное для масштабов Армении падение экспорта? Экспорт в РФ в августе впервые с весны 2022 г показал падение к соответствующему месяцу предыдущего года(-10%), что привело и к падению торгового оборота с РФ (-7%). Пока что это все очень хорошо укладывалось в наше представление о происходящих процессах. Но вот дальше начали выясняться удивительные вещи. Нам казалось, что весь бум внешней торговли связан исключительно с процессами реэкспорта и реимпорта с РФ. Исходя из этой логики, было бы естественно предположить, что и торговый баланс с остальным миром должен был бы сократиться. Но он умудрился не только вырасти на 21% к августу прошлого года, но и показать почти рекордные значения в абсолютных цифрах (выше было только в марте 2023 г) .
В результате получилось что в августе доля РФ во внешней торговле Армении опустилась ниже 33%, что даже меньше, чем в довоенном 2021 году. Возникает вопрос, с кем же тогда теперь так активно торгует Армения? Появились новые крупные партнеры или старые увеличивают объемы? И тут нас ждал сюрприз, и не один!
Посмотрим сначала на импорт. Здесь все страны, вошедшие в первую десятку, продемонстрировали значительный рост объемов, хотя, конечно, темпы роста импорта из США резко выделяются даже на этом фоне. Но удивили нас не они, а неожиданно ворвавшийся в топ 5 (а в августе этого года и вовсе занявший 3-е место) Вьетнам! Объемы импорта из этой страны выросли с менее чем $6 млн. в довоенные годы до почти полумиллиарда долларов.
Есть такой же возмутитель спокойствия и в экспорте. И мы не про ОАЭ — про резкий рост экспорта в эту страну за счет реэкспорта российских драгоценных камней и металлов мы уже писали. Гонконг в экспортном списке умудрился продемонстрировать те же результаты, что и Вьетнам в импортном: 5-е место за 8 месяцев и 3-е место в августе.
Чем же торгуют эти две замечательные страны с Арменией? Мы пока не знаем, но можем попробовать посмотреть на то, как изменились объемы по основным товарам в августе месяце. И тут тоже есть важные изменения и новые лидеры.
Реэкспорт алмазов значительно увеличился, а к реэкспорту золота добавилась платина (и серебро, которое в топ 10 пока не попало). Возможно, рост экспорта в Гонконг связан именно с этим, и у ОАЭ теперь появился конкурент?
С импортом все несколько сложнее. Про автомобили мы уже писали, с драгоценными камнями, металлами, а также с телефонами вроде бы тоже все понятно. А вот с Вьетнамом, видимо, связан рост импорта по очень широкому спектру товаров длительного потребления. Практически по всем крупным импортным позициям (кроме связанных с природными ресурсами, где контроль и учет очень жесткий) ситуация напоминает описанную выше картину с автомобилями, только в меньших масштабах. И тут возникает вопрос! Так действительно ли доля России в торговле Армении начала падать или просто это торговля становится все более серой?
Ну и отдельно хотелось бы обратить внимание неравнодушных читателей на впервые прошедшие в августе (и сразу попавшие в топ 10) экспортные сделки по строке «летательные аппараты прочие». Мы можем только гадать, что это, но нам оно уже заранее не нравится.