Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил, что народ Нагорного Карабаха должен иметь гарантии безопасного возвращения.
Что сказал Петер Стано 17 ноября:
— Европейский Союз очень четко заявил во время встречи на уровне лидеров ЕС в октябре, что мы хотим найти пути дальнейшего содействия Армении и углубления нашего сотрудничества. Мы собираемся изучить варианты либерализации визового режима с Арменией. Это означает, что мы начнем процесс, чтобы увидеть, осуществимо ли это. Есть также задачи, которые должна выполнить страна-партнер, в данном случае Армения. Согласие очень важно.
— Я считаю логичным, что каждая страна предпринимает суверенные, независимые шаги для своей защиты. Это также означает усиление вооруженных сил и получение военной помощи, откуда бы они ни шли. Каждая страна это делает. Это право каждой независимой и суверенной страны, и никто не имеет права вмешиваться в него при условии соблюдения всех международных законов и соглашений. Мы просто хотим увеличить или поддержать способность Армении укреплять свои демократические институты и защищать себя от любых угроз. То есть мы четко заявили, что твердо стоим за независимость, суверенитет и территориальную целостность Армении. Это один из краеугольных камней не только отношений с Арменией, но и всех международных отношений. Именно поэтому мы помогаем Украине.
— ЕС очень прозрачен в вопросах управления отношениями с третьими странами. Это не ЕС предпринимает односторонние военные шаги. Но то, что мы увидели в случае с Нагорным Карабахом, было односторонним военным шагом, военная операция была начата, несмотря на данные ранее заверения, что вопрос не будет решен военным путем. Поэтому, прежде чем тыкать пальцем в других, некоторым было бы полезно проявить немного самокритики.
— На встрече на этой неделе мы призвали Армению и Азербайджан возобновить переговоры и решить все нерешенные вопросы, чтобы заключить мирный договор. Было бы идеально, если бы это произошло до конца года. Мы здесь, чтобы поддержать, но принуждать, конечно, мы не можем. ЕС является честным посредником без каких-либо скрытых целей.
— Мы прекрасно знаем, что, возможно, есть разочарование или критика по поводу того, что ЕС не проделал достаточно работы, но я должен напомнить вам, что ЕС не является интервенционистской силой.
— Мы очень четко требуем, чтобы народ Нагорного Карабаха имел гарантии безопасного возвращения. Их имущество не может быть конфисковано кем-то другим. Должны быть гарантии безопасного возвращения этих людей, если они решат вернуться. Мы продолжаем требовать международного доступа и международного присутствия в Нагорном Карабахе в рамках этих гарантий для народа.