Новая война между Израилем и палестинскими группировками за полтора месяца успела стать важным фактором политики и информационной войны на Южном Кавказе. Ситуация, которая сложилась с 7 октября, включает в себя целый ряд парадоксов и неудобных моментов, которые могут быть использованы для критики Азербайджана со стороны Армении и Армении со стороны Азербайджана. AliqRu решил изучить СМИ обеих стран, чтобы выделить особенно любопытные противоречия.
Парадокс первый. Обеим странам ближе Израиль, но они вынуждены корректировать свою позицию в пользу Палестины из-за внешних обстоятельств
Жители Армении и Азербайджана не так уж сильно отличаются от россиян в этом вопросе. Отдельные люди могут осуждать политику Израиля и даже делать откровенно антисемитские заявления, но если спросить, где у них есть знакомые, то с наибольшей вероятностью это будет Израиль, а не Палестина и уж тем более не сектор Газа.
На самом деле, с Азербайджаном все достаточно просто. Отношения Азербайджана с Израилем чаще всего обсуждаются в контексте военно-технического сотрудничества. Оно действительно сыграло роль в ходе 44-дневной войны 2020 года и продолжает развиваться после нее. Но главный фактор, как и в случае с Арменией — человеческие связи. Контакты между Азербайджаном и Израилем укрепляются за счет бизнеса, туризма и диаспоры: азербайджанский канал CBC даже сделал выпуск о погибшем соотечественнике из ЦАХАЛА, сделав акцент на связи поколений — дед этого парня погиб в Первую карабахскую.
Но примерно то же самое за вычетом военно-технического сотрудничества можно сказать и об Армении: армянская диаспора много столетий живет на территориях принадлежащих теперь государству Израиль.
Армянская церковь и израильские армяне, их религиозные права и доступ к христианским святыням — важнейшая часть христианской истории Израиля, в которой армяне неоднократно выступали примирителями в конфликтах между христианскими конфессиями.
И при крестоносцах, и при Салладине, и при Сулеймане Великолепном в Иерусалиме существовал «армянский квартал» (иерусалимская епархия Армянской апостольской церкви), и армянские монахи участвовали в церемонии схождения Благодатного огня в Храме гроба Господня.
Да, в Армении популярна байка о том, что якобы когда палестинский лидер Ясир Арафат рассматривал карту с предложением о разделе Иерусалима, он расстроился, что армянский квартал остается в границах Израиля. «А как же мои братья-армяне?» — спросил он. Но это история удобна именно тем, что она ни к чему не обязывает и помогает деликатно закрыть вопрос. Скандал вокруг аренды части армянского квартала израильской строительной компанией, конечно, может обострить отношения, но пока его пытаются решать в правовом поле Израиля. Наконец, именно Израиль, а не Палестину в Армении часто воспринимают как ролевую модель для себя — особенно в вопросе выживания во враждебном окружении и взаимодействия с богатой диаспорой.
Наконец, вполне очевидно, что на освещение той или иной темы влияет список контактов, которым располагают журналисты. И тут Израиль вновь побеждает — в каждой ереванской и бакинской редакции есть контакты какого-нибудь эксперта из Тель-Авива, а вот чтобы найти спикера из сектора Газа, нужно быть экспертом самому, причем именно по этому конфликту.
И все же и у Еревана, и у Баку есть собственные причины демонстрировать осторожный нейтралитет. Баку — из-за однозначно пропалестинской позиции своего главного союзника, Реджепа Тайипа Эрдогана. 17 октября он был первым, кто отреагировал на удар по больнице Аль-Ахли, однозначно обвинив Израиль (первоначально все ссылались на заявление ХАМАС, но затем появились свидетельства, что ракета могла быть палестинской, и газета The New York Times даже извинилась за поспешность в выводах). А 25 октября президент Турции и вовсе заявил, что «ХАМАС» — это не террористическая организация, а освободительная и моджахедская группировка, которая борется за защиту своей земли. После этого в эфире азербайджанских телеканалов стали появляться представители Палестины и даже самого ХАМАС, а также пропалестинские спикеры — такие, как Максим Шевченко с прогнозом о том, что Израиль ждет поражение.
Армения, как объяснил AliqRu глава ереванского пресс-клуба Борис Навасардян, изначально пыталась отстраниться от новой вспышки палестино-израильского конфликта. Главным страхом Еревана было то, что внимание международного сообщества полностью переключится на Ближний Восток и про трагедию Нагорного Карабаха забудут.
К тому же, как отметил в самом начале войны специалист по региону, научный сотрудник АПРИ Армения Сергей Мелконян, ни ту, ни другую сторону нельзя назвать союзником Армении.
Парадокс второй. И Армения, и Азербайджан используют неоднозначную позицию оппонента как инструмент в информационной войне
Может ли армянское СМИ осудить Азербайджан за отсутствие исламской солидарности? Может, если речь о палестинском конфликте. Например, газета «голос Армении» еще 17 октября вышла с заголовком «Предательство исламской солидарности на фоне палестинской трагедии». Статья начинается с того, что Израиль обвиняется в применении запрещенных боеприпасов и несоблюдении международного гуманитарного права. «Фактически, весь мусульманский мир осудил агрессию и массовые бомбардировки жилых кварталов Палестины со стороны вооруженных сил Израиля. По всему миру проходят многочисленные демонстрации в поддержку палестинского народа. Но только в одном мусульманском государстве, в Азербайджане, не поддержали палестинский народ, а наоборот осудили его, назвав террористами, и… поддержали Израиль», — пишут в газете.
Правда, как считает наш собеседник Борис Навасардян, если бы Азербайджан сделал крен в сторону Палестины, армянские СМИ тоже использовали бы это как повод для атаки.
Претензии в отсутствии исламской солидарности при освещении конфликта часто звучат в самом Азербайджане (достаточно заглянуть в комментарии под роликами азербайджанских журналистов, работающих в зоне конфликта). «Видимо, Азербайджан очень быстро забыл, каково быть оккупированным. Позор!» — пишут зрители.
Азербайджанский политолог Ильгар Велизаде называет это эффектом «исламской улицы». Но она в первую очередь касается тех жителей страны, которые в основном говорят по-азербайджански, и потому не видны внешнему наблюдателю.
Аналогичная тактика, только с целью оттолкнуть от Армении западных партнеров, применяется и азербайджанскими СМИ. Например, еще утром 7 октября в ход была пущена та самая цитата Ясира Арафата с комплиментом в адрес армян, который по задумке азербайджанских авторов должен был сработать как компромат. Издание 1news.az в октябре 2023 года решило напомнить о том, что «18 января 2000 года в ходе неофициального визита в Израиль президента Армении Роберта Кочаряна в Вифлееме состоялась его встреча с Ясиром Арафатом», а еще — что якобы «Палестина поддерживала Армению во время оккупации азербайджанских территорий и армянских террористов, совершавших убийство турецких дипломатов».
Правда, еще в 1997 году тот же Ясир Арафат встречался с Гейдаром Алиевым, который уверял палестинского лидера: «Азербайджан — друг Палестины. Независимая Азербайджанская Республика всегда поддерживала и в дальнейшем будет поддерживать героическую борьбу палестинского народа».
Укладывается в логику Баку и попытка связать Организацию освобождения Палестины (ООП) с армянскими радикалами конца XX века, такими как ASALA. В качестве доказательства того, что эта связь существует по сей день, приводятся совсем уж сомнительные инциденты с синагогой в Ереване и листовки с символикой Хезболлы, расклеенные кем-то на улицах города.
Впрочем, если отбросить пропаганду, то в Азербайджане тоже прекрасно понимают, что связи между армянами и даже армянскими группировками и исламистскими группировками Ближнего Востока если и возможно обсуждать, то только как исторический казус.
Отрицать эти связи было бы достаточно нелепо, но не менее нелепо выглядят попытки представить нынешние атаки на синагогу в Ереване как действия все той же ASALA, что устроила взрыв в парижском аэропорту в 1983 году.
Разумеется, из одного только заявления армянского Следкома о том, что нападение совершил иностранец, было бы неправильно делать какие-либо далеко идущие выводы. Но можно вспомнить, что ASALA уже пытались обвинять в прошлогоднем взрыве на улице Истикляль в Стамбуле. Еще большие подозрения вызывает и то, что кадры поджога синагоги изначально появились в свежем Telegram-канале, который даже после скандала набрал всего 107 подписчиков, и больше ничего не публиковал.
Парадокс третий. Главный враг Израиля, Иран, сейчас находится в стадии сближения с Азербайджаном. Хотя иранский фактор вынуждена учитывать и Армения.
Как известно, Иран пока воздерживается от прямого вовлечения в новый палестино-израильский конфликт, хотя риторически он, конечно, целиком на стороне ХАМАС. Аятолла Али Хаменеи призвал весь исламский мир разорвать отношения с Израилем и устроить ему блокаду, прекратив поставки топлива. При этом стоит учитывать, что Тегеран — важнейший торговый и транзитный партнер как для Армении, так и для Азербайджана, страны с мусульманским большинством, которая поддерживает самые тесные отношения с Израилем и гордится этим.
О том, что дружба с Израилем может быть опасна, президент Ирана Эбрахим Раиси прямо заявил на встрече с главой МИД Азербайджана Байрамовым. Однако именно сейчас в отношениях между Азербайджаном и Ираном наблюдается серьезное улучшение. И это не мое мнение, это точка зрения опытного ираниста Никиты Смагина, который написал статью для Центра Карнеги. Логика проста: Армения не может помочь Ирану наращивать товарооборот с Россией, а вот Азербайджан — может (при условии, что железнодорожные сети двух стран соединятся). И Тегерану даже не так важно, пройдет ли пресловутый Зангезурский коридор через армянский или иранский берег реки Аракс — очевидно, что главным образом поставки будут зависеть от Азербайджана.
Еще до окончательного захвата Нагорного Карабаха азербайджанцами Тегеран всерьез критиковал Баку за «связи с сионистами», но это, видимо, в прошлом: теперь с Азербайджаном слишком выгодно дружить. Если, разумеется, Азербайджан не станет заходить слишком далеко в своей поддержке Израиля.
Кстати, послы Израиля и Ирана в Баку решили поругаться друг с другом в Twitter, и это выглядело весьма забавно, потому что иранский посол в своем посте разместил рядом флаги Палестины, Ирана и Азербайджана, как если бы это была некая тройка союзников. Смысл текста при этом сводился к тому, что Израиль «слабее паутины», и поэтому Ирану нет нужды вмешиваться в войну на нынешнем этапе — достаточно «храбрых бойцов ХАМАСа». При этом о том, что было бы, если бы Иран правда вступил в прямое столкновение с Израилем, лучше не думать — тогда и Армении, и Азербайджану было бы очень сложно выбрать безопасную позицию.
Журналист 7 лет писал о постсоветском пространстве в газете «Коммерсантъ», пишу аналитические колонки для Фонда Карнеги, «Холода», Moscow Times, Forbes