В 2023 году правительство РА подвело предварительные итоги полицейской реформы: заработала новая Патрульная служба, Госдепартамент выразил удовлетворение. Но что изменилось реально?
Патрульная служба
28 октября 2023 года премьер-министр Никол Пашинян в городе Армавир принял участие в мероприятии по случаю начала работы подразделения Патрульной службы полиции в Армавирской области. В мероприятии также приняли участие министр внутренних дел Ваге Казарян, министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян и другие должностные лица.
В своей речи премьер-министр отметил:
«Сегодня очень важный и памятный для всех нас и для меня лично день, поскольку сегодняшнее мероприятие показывает, как идеи и обсуждения становятся действительностью. Сегодня мы, по сути, завершаем работы по созданию Патрульной полиции в Республике Армения, подводим их итоги… Прошло пять лет с тех пор, как мы впервые начали обсуждение этой темы, и первый вопрос, который возникает: пять лет — это много или мало, а может, и достаточно для реализации такой реформы?».
Далее Пашинян сам ответил на свой риторический вопрос: да, пять лет — это много, но в этот срок уместилось и много чего еще, в том числе пандемия COVID и война с Азербайджаном в 2020 году, так что хорошо, что в итоге реформу вообще удалось завершить.
По словам Пашиняна, в 2018 году, когда была поставлена задача о том, что у Армении должна быть новая полиция, где абсолютно все должно быть новым, первый вопрос был таким: как это будет осуществляться в финансовом, содержательном, организационном плане? Поддержка пришла со стороны: гранты на реформу выделили Евросоюз и США.
При этом ожидаемо нашлось место и для инклюзивности: 30 октября 2023 года стало известно, что патрульная служба РА скоро пополнится 300 новыми рекрутами, из которых 240 мест выделено для женщин.
На текущий момент патрульная служба работает на всей территории Армении, патрули, обученные американскими и западными специалистами, приходят на замену менее эффективной патрульно-постовой и дорожной полиции. В декабре на озере Севан должна начать работу водная и береговая служба в рамках уже созданного и существующего подразделения Гегаркуникской области.
Посол США в РА Кристина Квин на том же мероприятии отметила успехи в проведении полицейской реформы:
«…Армения остается маяком демократии на Южном Кавказе… Для США было большой честью сотрудничать с Республикой Армения в реализации этой амбициозной программы-реформы полиции. Хочу высоко оценить работу премьер-министра и МВД по руководству процессом реформ в стране».
Вслед за этим Квин анонсировала еще один грантовый миллион долларов к уже выданным ранее 15 для проведения следующей академии патрульной полиции в 2024 году.
Как все начиналось
2018 год, Бархатная Революция в Армении, по итогам которой пророссийский ставленник Серж Саргсян и его правительство ушло в отставку, премьер-министром стал оппозиционный лидер Никол Пашинян, взявший курс на демократизацию.
Вспоминаем лозунги революции: «Сделай шаг, отвергни Сержа» (включая хэштег #RejectSerzh, который распространился в социальных сетях), «Опусти оружие, отвергни Сержа!», «Против Сержа, подай сигнал» и, что нас интересует в первую очередь, «Полицейский, присоединяйся!».
Вопрос, на чьей стороне полиция, всегда ключевой в мирных революциях такого толка. Если бы полиция стояла до конца за Саргсяна, Пашинян бы не получил власть в 2018-м году. Если бы полиция НЕ стояла до конца за Пашиняна в сентябре 2023-го, когда близкие к Кочаряну-Саргсяну активисты организовывали беспорядки на Площади Республики и перекрывали движение в центре — мы сейчас находились бы в другой Армении.
Итак, что же переменилось
Один из ярких моментов апреля-2018: протестующий кричит на офицера ОМОНа в разгар армянской революции: «Ашот, твоя бабушка в этой толпе! Ее Вы тоже ударите?». Толпа быстро приняла новый слоган, побуждающий полицию выйти из строя и присоединиться к ним: «Vostikany mern e!» («Полиция наша»).
Был перед глазами у армян и пример ближайшего соседа, Грузии, где президент Михаил Саакашвили провел стремительную реформу и создал Патрульную полицию по западному образцу. Для этого, правда, предварительно были уволены 15 тысяч полицейских, не прошедших строгую переаттестацию по новым требованиям.
В Армении все прошло гораздо мягче, хотя проблемы с коррупцией в рядах полицейских до реформы были сопоставимы с грузинскими.
Всерьез взялся за реформу Пашинян в январе 2020 года, дав указание правительству в кратчайшие сроки подготовить концепцию необходимых изменений. Премьер заявил тогда, что упор будет делаться на трансформацию в содержательном плане, в итоге «должны быть выстроены качественно новые отношения между полицией и гражданами». Пашинян призвал в принятии решений исходить из стратегических аспектов, то есть рассматривать все изменения в контексте их взаимосвязи с другими областями управления.
Как это делалось
План революционного премьера был амбициозен: новая армянская полиция должна получить не только новый внешний облик, но и новое содержание. Реформа должна затронуть сферы отбора кадров, технического оснащения, профессиональной подготовки на основе новых образовательных программ, а также эффективного администрирования и программ предупреждения преступности.
Еще в начале 2020 года Пашинян жаловался на нехватку доверия со стороны правоохранительной системы. Несмотря на то, что на тот момент прошло уже почти два года с момента смены власти, по словам Пашиняна, «многие до сих пор не верили в то, что он может выступать с трибуны парламента в качестве премьера». Полиция должна понять, что ее миссия — в беспрекословном служении государству, подчеркнул он.
Вместе с тем, Пашинян не собирался проводить шоковую терапию и массовые увольнения, как сделал в аналогичной ситуации Саакашвили. «Я не считаю, что нужно взять палку и гнаться за полицией. Нужно помочь ей и провести реформы. Именно в этих рамках должна сформироваться новая патрульная служба…Значительная часть полицейских преодолеет шок путем переподготовки и включения в новую службу, но к работе будут привлечены и новые люди», — говорил он. Важно упомянуть, что премьер Пашинян открыто признал проблему снижения доходов полицейских после ликвидации коррупции.
В итоге Кабмин Армении одобрил стратегию реформирования полиции и программу мероприятий на 2020-2022 годы, которая предусматривала формирование МВД и Нацгвардии, патрульной службы и центра оперативного управления.
Уже в июле 2020 года Полиция РА объявила единый конкурс-прием для обучения в Образовательном комплексе Полиции. Цель обучения — поступление на должность во вновь формируемой Патрульной службе. Минюст РА обещает, что Патрульная служба станет первым примером организации современной армянской полиции: новое качественное образование, новое оборудование, новый кодекс и протоколы поведения в критической ситуации, высокие требования к навыкам сотрудников и, естественно, более высокие оклады и премии.
Обучение в Образовательном комплексе Полиции проводится бесплатно, в рамках государственного заказа. Выпускникам присваиваются звания полиции, и они назначаются на должности в Патрульной службе Полиции РА. Обучение могут проходить как действующие сотрудники полиции, так и люди, никогда в полиции не работавшие. Продолжительность подготовки составляет 5 месяцев, на это время новые кадеты получают ежемесячную стипендию в размере минимальной заработной платы в Республике Армения — 68 000 драмов РА. Действующим полицейским, проходящим переподготовку, выплачивается их полная зарплата.
8 июля 2021 года Пашинян провел линейный осмотр новых кадров Патрульной службы и вновь отметил, что ее запуск — одна из важнейших частей реформы полиции. К тому же периоду относится первый реальный полевой опыт патрульных.
«Я помню, в августе-сентябре 2021 года, когда были первые дни деятельности Патрульной полиции в Ереване, по сути, была хаотичная ситуация, все били тревогу, что сотрудники Патрульной службы не могут регулировать движение, везде возникают пробки и т.д. Но это продолжалось всего несколько дней, после чего все стало на свои места, и люди начали видеть, замечать новое качество обслуживания, новый уровень отношений с гражданами. И сегодня уже можно сказать, что хоть Патрульная полиция и не сформирована до конца, но это чрезвычайно важная и оправдавшая себя реформа», — вспоминает Пашинян.
За время проведения полицейской реформы с 2019 по 2023 год Армения поднялась с 11-го на 7-е место в рейтинге самых безопасных стран мира. Согласно данным World Population Review, в настоящее время Армения занимает 9 место, что также очень высокий показатель.
Как изменилась структура к 2023 году
В советское время в Армении министерство внутренних дел было фактически неразрывно связано со спецслужбами и армией. В отдельное обособленное ведомство оно выделилось лишь в независимой Армении в 1992 году.
После этого было несколько волн изменений и трансформаций: например, в ноябре 1996 года министерства внутренних дел и государственной безопасности объединились только для того, чтобы в 1999 году вновь разделиться на два отдельных ведомства.
16 апреля 2001 года принят закон «О полиции» Республики Армения (16 апреля теперь является днем Полиции). 30 июня 2002 года принят закон «О службе в полиции», согласно которому министерство внутренних дел с 1 января 2003 года преобразовано в полицию Республики Армения. В этом качестве (не министерства, а отдельной структуры) полиция и дожила до Бархатной революции.
Закон республики Армения «О структуре и деятельности правительства», первая версия которого была принята в последний период правления Сержа Саргсяна, также не предусматривал создания отдельного Министерства внутренних дел. Глобальная перемена произошла только на третий год полицейской реформы Пашиняна, в декабре 2022-го, когда парламент Армении принял проект изменений в закон «О структуре и деятельности правительства», согласно которому:
— МЧС упраздняется.
— Создается (в третий раз!) Министерство внутренних дел.
— МЧС входит в состав нового МВД, в котором в качестве отдельных структур также будут присутствовать Миграционная служба и Полиция.
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О структуре и деятельности правительства» в первом чтении был вынесен на рассмотрение парламента 8 декабря, уже 15-го его обсудили и 16-го приняли во втором чтении, официально изменения вступили в силу 16 декабря 2022 года.
Таким образом, реформированное МВД с 2022 года работает по пяти направлениям: управление рисками катастроф, миграция и гражданство, управление государственными резервами и гуманитарные вопросы. Также по новому закону была отдельно выделена Патрульная служба, созданы антикоррупционное ведомство и ведомство внутренней безопасности.
Обращает на себя внимание и усиление полномочий руководства полиции: действующий начальник полиции стал заместителем министра МВД и, вместе с тем, членом Совета безопасности Армении. Таким образом, если дореформенная полиция подчинялась правительству и президенту, то теперь ее фактически контролирует Совбез РА (в состав которого президент не входит и который возглавляет сам Пашинян).
Численность полицейских
Точное число полицейских в Армении нам неизвестно, эта информация не публикуется в открытом доступе. По данным исследования общественной организации «Союз информированных граждан», в 2018 году до Бархатной революции в РА было около 10,5 тысяч стражей порядка и еще порядка 3000 человек работало в аффилированных охранных структурах. Эти цифры не подтверждались официально.
Посчитать, стало ли по итогам реформы больше или меньше полицейских, также не удалось. Например, мы видим в 4-м пункте Стратегии реформирования полиции, что «с созданием новой Патрульной службы и задействованием по всей Республике будут сокращены подразделения Дорожной полиции и ППС». Но в действительности, общее количество сотрудников, отвечающих за порядок на дорогах, могло остаться прежним, просто их «перетасовали» по подразделениям.
Значительную часть новой полиции составляют старые сотрудники, прошедшие переаттестацию. Но в Патрульную службу, например, на обучение записалось довольно много новых граждан, в том числе женщин. А какая-то часть старых полицейских аттестацию не прошла, так что и здесь численность сотрудников могла остаться прежней.
Вот редкие обрывки существующей статистики: в сентябре 2021 года тот же «Союз информированных граждан» сообщал, что несший до реформы службу в Ереване 1-й офицерский батальон Дорожной полиции и полк ППС управления Еревана Полиции РА имели около 900 служащих, а число работников новой Патрульной службы в Ереване составляет около 700 человек, то есть произошло сокращение на 25%. Вместе с тем, «СИГ» отмечал, что общее число служащих полиции, несущих службу в городе в разное время суток, по наблюдениям, наоборот, увеличилось примерно на 35% (примерно с 96 до 130).
В январе 2023 стало известно, что штат МВД расширяют на 50 человек, однако так как теперь в МВД входит не только полиция, но и ряд других структур, неясно, будут ли эти полсотни новых сотрудников вообще иметь отношение к полиции. Более свежих данных нет, поскольку «СИГ» в том же самом январе 2023 объявили, что самоустраняются от наблюдения за полицией, так как считают реформу проваленной.
Таким образом, и ранее закрытая информация о численности полицейских в Армении, по результатам новой реформы стала совсем недоступной.
Что в итоге?
В июне 2023 года, поздравляя сотрудников полиции с 31-й годовщиной образования Полицейских войск, Пашинян пообещал им социальные гарантии и удвоение зарплаты после прохождения аттестации.
В сентябре полиция пережила свой первый серьезный вызов в обновленном виде — когда после вторжения в Арцах в Ереване проходили массовые митинги, раскачиваемые про-кочаряновской оппозицией, все обошлось без жертв и значимых политических последствий для Пашиняна.
В ноябре 2023 года было анонсированы планы создания новых отделений полиции в Ереване. «Необходимость в этом назрела, так как город разрастается», — поделился планами глава МВД Армении Ваге Казарян на обсуждении проекта госбюджета будущего года. Он также упомянул о строительстве комплекса зданий МВД.
Полицейское ведомство Армении намерено разрастаться не только вглубь — созданием новых отделов, но и вширь — порождая новые структурные подразделения: в частности, Криминальную полицию, Общинную полицию и Полицейскую гвардию.
Где провал?
Не все, впрочем, разделяют оптимизм Никола Пашиняна в отношении реформы полиции.
9 января 2023 года негативное заявление по этому поводу выпустил созданный тремя годами ранее Координационный совет по полицейским реформам, состоящий из трех неправительственных организаций — Ванадзорского отделения Хельсинкской гражданской ассамблеи, «Союза информированных граждан» и правозащитной организации «Друг водителя».
По словам представителей совета, в результате состоявшегося в тот же день назначения на должность министра внутренних дел РА Ваге Казаряна (главы полиции с 2020 года), «практически оказался заблокированным путь к осуществлению реальной, глубокой и полноценной реформы Полиции Армении».
Авторы заявления также напомнили, что с самого начала «высказывались опасения по поводу перехода к сегментарной реформе полиции вместо системных изменений, в частности, введения Патрульной службы».
По мнению представителей указанных НКО, в 2021-2022 годах «стало очевидным, что даже процессу отраслевых реформ активно сопротивляется руководство полиции, в том числе начальник Полиции РА Ваге Казарян и его заместитель Камо Цуцулян. Это выразилось в девальвации процесса реформирования, извращении принципа равной ответственности всех перед законом, покровительстве кадровых назначений и поддержке коррумпированных интересов».
В связи с этими назначениями три организации заявили о своем выходе из состава Координационного совета по реформе полиции. Сам Пашинян, очевидно, придерживается о Казаряне другого мнения. Во время октябрьского мероприятия с участием посла США премьер выразил ему благодарность:
«Я хочу поблагодарить министра внутренних дел, который был назначен на эту должность после того, как был начальником полиции…Мне очень приятно констатировать, что в этом шуме, без лишних сцен и образов, министр внутренних дел… проделал неустанную работу, и сегодня все это реальность».
Со стороны нам сложно судить о качественных изменениях и эффективности работы новоучрежденного МВД Армении. Но тема представляется крайне интересной для наблюдения, причем как в случае успеха, так и в ситуации провала реформы. Мы продолжаем наблюдать и будем рады любой помощи, информации и комментариям от наших читателей.