Россия и Запад провели уникальный по масштабу обмен заключенными. В обменную сделку были включены не только шпионы и хакеры, но и политические активисты, осужденные в России за антивоенные высказывания или действия. AliqRu собрал основную информацию по поводу произошедшего.
Вчера в Анкаре прошел обмен заключенными между Россией и странами Запада. Он состоялся в аэропорту Эсенбога при посредничестве Национальной разведывательной организации (MİT) Турции. Сообщается, что в обмене участвовали представители России, Беларуси, США, Германии, Польши, Словении и Норвегии. Всего обменяли 26 человек: в Россию отправили 10 человек, в Германию — 13, в США — трех.
Освобождены российские политики и американские граждане, находившиеся в российских тюрьмах, это: корреспондент The Wall Street Journal Эван Гершкович, политик Владимир Кара-Мурза, бывшая глава штаба Алексея Навального в Уфе Лилия Чанышева,политик Илья Яшин, бывшая глава штаба Навального в Томске Ксения Фадеева, политик и бывший директор «Открытой России» Андрей Пивоваров, бывший американский морпех Пол Уилан, журналистка «Радио Свобода» Алсу Курмашева, бывший сопредседатель центра «Мемориал» Олег Орлов. художница Саша Скочиленко, 19-летний Кевин Лик, осужденный по делу о «госизмене», велоактивист Герман Мойжес, бывший глава штаба Навального в Барнауле Вадим Останин
Кроме того, освобожден гражданин Германии Рико Кригер, которого приговорили в Беларуси к смертной казни.
Страны Запада передали России восьмерых заключенных: Вадим Красиков, осужденный в Германии за убийство, Артем Дульцев, осужденный в Словении по делу о шпионаже, Анна Дульцева, осужденная в Словении по делу о шпионаже, Михаил Микушин, обвиняемый в шпионаже властями Норвегии, Павел Рубцов, предполагаемый агент ГРУ, Роман Селезнев, приговоренный в США к 27 годам тюрьмы за кражу данных банковских карт, Владислав Клюшин, осужденный в США по обвинению во взломе компьютерных сетей, Вадим Конощенок, предполагаемый агент ФСБ.
Также в Россию отправились двое детей Артема и Анны Дульцевых. Они узнали о своем происхождении во время вылета самолета из Анкары. «До этого они не знали, что они русские и что они имеют отношение к нашей стране», — рассказал Дмитрий Песков в комментарии для радио Маяк.
Прокремлевское издание Mash опубликовала видеозаписи обмена, на которых присутствуют Эван Гершкович, Вадим Красиков и другие участники. Заключенных, прилетевших в Россию, встретил лично президент Путин, поздравивший их с «возвращением домой». Пол Уилан, Эван Гершкович и Алсу Курмашева прилетели в США, их встретил президент страны Джо Байден. Большинство российских политзаключенных из Турции вылетели в немецкий Кельн. Источник «Дождя» и «Медузы» утверждает, что освобожденных политзеков отвезли в больницу на карантин. Сейчас появляются первые фотографии бывших заключенных: так, фото в своем блоге выложил Илья Яшин, а Мария Певчих поделилась фотографией с художницей Сашей Скочиленко.
На второй день появляется всё больше подробностей о том, как готовился обмен. Лонгридами на эту тему отметились издания CNN и The Wall Street Journal. В материалах раскрывается значительное количество подробностей, связанных с ходом переговорного процесса и другими деталями. В частности, WSJ рассказывает историю Вадима Красикова: по словам авторов текста, он был знаком с российским президентом Владимиром Путиным еще по временам, когда тот работал в петербургской мэрии. Издание приводит данные западных разведок о том, что Красиков мог быть личным охранником Путина. Информацию о том, что Красиков является сотрудником ФСБ, подтвердил Дмитрий Песков. Также Песков отметил, что Красиков был знаком со многими сотрудниками охраны президента.
Лидеры российской оппозиции, несмотря на радость от освобождения политзаключенных, не устают напоминать о том, что в российских тюрьмах остается еще более тысячи людей, осужденных по политическим причинам. Среди них есть люди, испытывающие серьезные проблемы со здоровьем и рискующие не дожить до момента освобождения. Издание Медуза публикует картинку, наглядно демонстрирующую процентное соотношение освобожденных и оставшихся в тюрьме политзаключенных. Кроме того, Павел Слюнькин, бывший сотрудник МИД Беларуси, в комментарии той же Медузе отметил, что «этот обмен — очень болезненный удар по белорусам. В него не включили ни одного из тысяч белорусских политзаключенных. Даже с символической точки зрения было бы важно попробовать включить в обмен хотя бы одного гражданина Беларуси».
Высказалась об обмене и вдова убитого Вадимом Красиковым чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Изданию «Кавказ.Реалии» Манана (Раиса) Циатиева сообщила, что родственников убитого «никто не спрашивал по поводу обмена». «Мнение пострадавших властям Германии неважно», — добавила она.
Белый дом опубликовал видео, на котором родственники участников обмена созваниваются с ними из Овального кабинете вскоре после освобождения. В конце трубку дали политику Владимиру Кара-Мурзе. «Я был уверен, что умру в тюрьме. Все еще не верю тому, что происходит. Мне все еще кажется, что я сплю в своей камере в Омске, а не слушаю сейчас твой голос», — сказал он дочери.