В субботу, 28 сентября, в экспериментальном «релокантском» театре արդեն/arten состоялось последнее мероприятие — «Политкабаре». Корреспондент Lava Media посетил его и послушал старые песни о новом главном.
Наверное, сразу надо уточнить: сам театр никуда не девается, он просто освобождает помещение на улице братьев Орбели, которое занимал два года. Куда արդեն/arten (руководители настаивают именно на двуязычном написании названия) переезжает? Это некое идиллическое место в пригороде, где планируется продолжать творить искусство, а также превращать в него жизнь. Вероятнее всего, мы еще об этом услышим и напишем.
Небольшой рекап того, что было в предыдущих сериях. За время существования в Ереване этого микро-театра он стал, как говорят на коллективном Западе, many things: несколькими творческими лабораториями, местом для семинаров по Жаку Лакану и Карлу Марксу, пространством проведения лекций, концертов, тренингов и показов, а также просто точкой, где в Ереване могут найти друг друга разные интересные люди.
Собственно со спектаклями у արդեն/arten сложилось не очень удачно: по сути, за два года был выпущен всего один (зато какой!) — четырехчасовой монстр «Предатели» по мотивам «Невыносимой легкости бытия» Милана Кундеры, который мы посещали несколько раз и восторженно рецензировали. Скорее всего, вы его больше не увидите или увидите как минимум не скоро (исполнительница одной из главных ролей в «Предателях» тяжело заболела и — вне связи с этим — покинула коллектив).
Второй и гораздо более (хотя, казалось бы, куда еще) амбициозный спектакль արդեն/arten, насколько нам известно, носил рабочее название «Любовь и магнитные поля» и представлял собой некий психоделический мэшап Людмилы Петрушевской, Андре Бретона и собственных идей театрального коллектива — задействовал огромное количество людей, тонну хореографии и музыкальных вставок, активно репетировался в течение года, — но так и не был завершен на момент переезда театра. Хочется верить, что мы еще его увидим в новом ландшафте и напишем на него рецензию.
По сравнению с тем, что описано выше, «Политкабаре» как для театральной труппы, так и для зрителя выглядело в большей степени легкой прогулкой, скорее хэппенингом, чем «настоящей» постановкой. После странного пролога с тенью отца Гамлета в зал ворвалась российская полиция (участники коллектива в форме) и под их бдительным руководством начался концерт классических советских песен на переделанный текст («Антошка, Антошка, пойдем копать окопы»).
Для многих участников это был сценический дебют (и они показали себя на высоте). Блистательный Владичка исполнил роль Смерти с невероятным изяществом.
Безусловно, все происходящее оставляло привкус некоторой самодеятельности, а впрочем, разве кричащие «Гойда» обезумевшие казаки — это не часть той реальности, от которой мы убежали? А российские менты с их жутким чувством юмора? А любовь к советскому шир-нар-масс искусству, что отказывается догнивать?
Особенно впечатлила финальная песня «Луч солнца золотого», известный припев которой заменили на «Ночь пройдет, пройдет пора ненастная — Путин умрёт», исполняемый хором, как бы робко, несмело, как будто нарушая какую-то самую главную скрепу — а может быть, она, наоборот, создается или обозначается? Ведь что объединяет и тех, кто уехал, и тех, кто остался, да наверное и многих из тех, кто в Системе — неартикулированное, но несомненное ожидание того момента, когда произойдет физическая смерть одного конкретного человека, и все это, наверное, как-то придет к завершению.
А может, и не придет. Но, конечно, в таком камерном и самодеятельном ритуале сейчас гораздо больше актуального смысла, чем в любом большом официозном искусстве Империи, на которое тратятся миллионы и миллиарды.
До новых встреч, театр արդեն/arten!
Текст: Артем Федоров.