Наш экономический обозреватель Иван Карпенко подводит итоги туристического сезона в Армении и размышляет о об особенности ведения статистики в этой сфере.
Сегодня будем подводить предварительные итоги туристического сезона 2024 года. Ну и чтоб два раза не вставать, посмотрим и на ближайшего соседа.
После рекордного турпотока в Армению в 2023-м году в 2024-м происходило ожидаемое снижение — численность туристов за 9 месяцев сократилась на -6,2%.
А вот Грузия смогла не только избежать падения, но и довольно существенно увеличить турпоток — +4,5%.
Но это та численность, про которую вам и так уже все новостные каналы и агентства рассказали, а вот про денежные потоки от туризма, где дела у Армении обстоят куда более плачевно, почему-то молчат.
За первое полугодие поступления от поездок в Армению сократились на -29,1% ($-396 млн)! Сравните это с ростом на +5,3% в Грузии. Данных по деньгам за третий квартал ещё нет, но, зная численность и наблюдая наметившиеся тренды, можно предположить, что за этот период Армения потеряла ещё более $200 млн.
Как же так получилось, что при довольно умеренном снижении турпотока в Армению доходы от него сократились почти на треть?
Дело в том, что огромная часть приезжающих в Армению — это не совсем обычные туристы. Благодаря им среднее время пребывания в стране оказывается в 5 раз больше, чем в той же Грузии, а среднесуточные расходы в 3 раза ниже!
Что это за «туристы» можно догадаться, посмотрев на данные о средней длительности пребывания по странам.
Граждане Армении, являющиеся резидентами других стран, ожидаемо проводят времени на родине больше всех (ну, почти) — в среднем более 65 дней. Аномально высокие цифры, как не сложно догадаться, и среди стран с большой армянской диаспорой — США (25 дней), Франция (22 дня). Что уж говорить про Россию(25 дней), Грузию(28 дней) и Иран (25 дней), в которых не только огромные диаспоры, но и серьезнейшие экономические связи с Арменией. Итого на упомянутые страны приходится 83% туристического потока.
Вот как выглядят структуры туристических потоков по гражданству посетителей.
Легко заметить серьёзные различия. И дело даже не только в Турции, туристы из которой путешествуют в Грузии наравне с российскими, но и в строке «прочее», на которую приходится почти треть турпотока. В Армению на неё приходится всего 17,6% (1,2% из которых Франция).
И эти 17,6% тоже очень непростые! Помните, несколькими абзацами выше мы намекнули, что есть страны, чьи граждане в среднем проводят в стране времени даже больше, чем граждане с армянскими паспортами? Это, например, граждане Бангладеша (71 день), Уганды (79 дней), Сьерра-Леоне (84 дня).
Конкретно из каждой из этих стран количество посетителей, конечно, очень незначительно и измеряется десятками, но стран таких всё больше и больше. Мы ни в коем случае не считаем, что это плохо. Даже наоборот — это свидетельствует о развитии или, как минимум, росте армянской экономики, но не туризма.
И в завершении самое интересное — как изменился поток туристов в 2024 году.
Поток российских туристов в Армению рухнул сразу на 20,1%. И, судя по всему (упавшим доходам), не приехали в страну именно «настоящие» туристы.
Это падение было частично компенсировано притоком посетителей из Ирана и «прочих стран». Не знаем, насколько уж они были «настоящими», но выпавший поток русских денег компенсировать, как мы видели выше, не смогли вовсе.
Картина в Грузии абсолютно иная! Сокращения количества туристов из России практически удалось избежать — падение составило всего 3,3%. Несколько сократился и поток туристов из Турции — -2,0%. Но всё это было с лихвой компенсировано ростом туристов из Израиля(!) на 25,8% и «прочих стран» на 14,6%.
Конечно, на такой выбор туристов могла повлиять и девальвация лари на 10% от прошлогодних максимумов, но сильно сомневаемся, что только она.