Новая выставка в NPAK, персональный проект художницы Амасии Низиблян — это небанальное исследование авторской идентичности. По сути, это искусство, которое делает попытки рассказать зрителю туманную историю о том, откуда берется искусство — из чего художник складывает свои работы. Вместе с тем этот проект как будто нарочно призван на собственном примере показать, насколько сложные и полифоничные истории, смыслы, связи запрятаны в простое односложное «Я», в само понятие идентичности.
Разговор о небанальности этой выставки нужно начать издалека. С того, что эпоха больших стилей и авангардных движений — удел историков. Искусство сегодня вызывает восторг или легкую оторопь своим разнообразием. К 2025 году самый искушенный зритель окружен и смущен плюрализмом форм, а художник хранит у себя в мастерской драгоценный карт-бланш на любые эксперименты: никаких произведений под диктовку рынка и актуальных трендов! Ведь так?
На самом деле даже в таком хаотичном предмете как современное искусство есть мейнстрим. Можно провести аналогию с большими культурными поворотами и констатировать нынешнее состояние мира искусства «поворотом к идентичности». Действительно, эта тема витает в воздухе, и все чаще восходящие звезды современного искусства выступают амбассадорами национальных идентичностей, а также гендеров и сексуальных ориентаций.
Ну а что, так ведь и обеспечивается тот самый плюрализм форм и смыслов?
Не совсем. Работа с идентичностью в искусстве не вполне оправдывает себя, поскольку за последние несколько лет она стала походить на практику заполнения стандартного формуляра — национальность, гендер и сексуальная ориентация становятся визитной карточкой художника, взглянув на которую уже как будто и необязательно видеть и осмыслять, собственно, искусство. В этом — большой подвох современной эстетики идентичности: от лихорадочного перепроизводства она закономерным образом скатывается в клише. По счастью, есть противоядие — независимые институты, которые в условиях подобных кризисов вновь и вновь возвращают в лоно искусства тот самый призрачный карт-бланш, позволяющий художникам не оглядываться на тренды и побуждающий зрителя действительно смотреть искусство. Примерно так работает персональный выставочный проект Амасии Низиблян, открытый в NPAK до конца февраля.
Эта тема витает в воздухе, и все чаще восходящие звезды современного искусства выступают амбассадорами национальных идентичностей, а также гендеров и сексуальных ориентаций.
Ядро этого проекта — противоречивая, проблематичная природа идентичности, ускользающая от односложных именований. Биография самой художницы — прекрасный пример такой принципиальной неподатливости навешенным ярлычкам: Амасия Низиблян , армянка родом из Монреаля, училась в Праге, работает в Ереване, занимается визуальным искусством, а также иллюстрацией и саунд-арт проектом . Но такая биография составляет лишь объективные черты идентичности, которые растворяются в коктейле персональных невыразимых впечатлений, ассоциаций, воспоминаний, комплектующих персону. Выставка в NPAK — это результат определенного подхода к такой многосложной природе «Я», попытка собрать целое, взяв за основу тело как носитель информации, как большой чувствительный орган идентичности. Тело здесь фигурирует как живой пергамент для ведения интимного дневника и как непрерывная практика письма себе и о себе.
Амасия Низиблян работает в логике контрастной графической формы. Ее искусство — это само по себе письмо, внезапно врывающееся в трехмерное пространство, в аудиальные, мультимедийные аллюзии. Точкой отсчета всегда остается графика — эдакий метод демаркации, одновременно разрывающей целое на части и сшивающей фрагменты воедино, отражающий в этом смысле парадоксальную природу идентичности как некой умозрительной конструкции, как идеи. На бумаге у Низиблян эта демаркация приобретает очень стилизованную визуальную форму, немного напоминающую ар-нуво или даже конкретнее — изысканную черно-белую эстетику в работах Обри Бердсли. Такую графику очень интересно рассматривать вблизи, потому что она наполнена интереснейшими мелкими деталями. В работах Низиблян эта графика содержит в себе целую паучью сеть символов, сюрреалистичных сцен, нарративов и странных онирических образов, отсылающих то к армянской идентичности, то к феминистским дискурсам, то будто к каким-то страшным японским легендам. Весь этот массивный ребус, объединен одним лейтмотивом — длинными черными волосами, которые здесь существуют, чтобы формировать систему сообщающихся сосудов — соединить графику, то есть вместилище воображаемых образов, и выставочный зал, то есть вполне осязаемое пространство.
Вся эта непрочная символическая конструкция является отражением живого сознания, живого «Я» Амасии Низиблян, как бы упакованного в разнородные формы искусства. Это не окончательное определение, не ответ на вопрос «кто такая Амасия Низиблян», а загадка без ключа, тайна без затаенного, которую легко понять и помыслить как универсальную. Потому этот проект интересен не как ребус, который нужно решить и забыть, сделав свои выводы. Скорее это сложносочиненный образ, представляющий некую универсальную механику самоидентификации — процесса, который не останавливается при жизни, который подразумевает только промежуточные выводы и бесконечно длящуюся демаркацию.
Прочтенное высказывание об идентичности иными словами можно суммировать так: человек не меняется, а потому он постоянно претерпевает изменения, ведь систему хранения данных регулярно нужно подстраивать под новые детали и под растущее их количество — и это тот случай, когда перемена слагаемых легко может повлиять на сумму.
Текст: Катя Чернова.