Монастырь Аракелоц: процветающее средневековье

aliq

Архитектурный комплекс в Тавушской области не впервые, но на этот раз очень символично вошел в европейский список важнейших объектов культурного наследия, которые находятся под угрозой разрушения в 2025 году. Эту подборку ежегодно составляет Europa Nostra – федерация НКО, стоящих на страже культурного наследия Европы. Наша корреспондентка отправилась в горы, чтобы изучить архитектурный памятник, который привлек внимание европейских адвокатов культуры, и сделала подробный фоторепортаж.

Подпружная арка разрушенной колокольни при входе в главный храм монастыря Аракелоц

На въезде с юга в приграничное село Киранц в Тавушской области вдоль свежего полотна дороги выстроен не слишком высокий, но глухой забор. За ним – Азербайджан, там же и старый мост в Киранц, ныне распростертый бесхозным лоскутом асфальта из ниоткуда в никуда. Город выглядит спокойно, сельский магазин работает даже в воскресенье, а в воздухе пахнет весной.

Стенд при входе на территорию заброшенного монастыря

Метрах в пятидесяти от того места, где трасса на Баграташен встречается с серым полотном госграницы, влево, на запад, поворот на село Ачаркут. На его окраине дорога уходит дальше на запад, картина следующая: закрытый шлагбаум, несколько внедорожников советского пошиба и праздно беседующие в лучах солнца мужики, готовые покатать гостей по бездорожью. Тем, кто рискнет испытать свой собственный автомобиль, они люди радушно откроют шлагбаум.

Старый мост через реку Агстев, которая течет у подножия Аракелоца

Дальше путь живописно и бездорожно ползет вдоль реки Агстев. У подножия холма, на котором располагается старая монастырская крепость, даже есть указатели. При входе на территорию самого монастыря, заброшенного еще в XVII веке, по традиции водружен информационный стенд с текстом на трех языках. Ни души вокруг – еще не сезон.

Большая церковь Аракелоца (вид с юга). Справа, на востоке, фрагмент крепостной стены.

 Доминанта в этом археологическом ландшафте – возвышающаяся на холме, скрытом зарослями, церковь XIII века. Конструктивно она состоит из трех основных объемов – это четырехстолпный купольный храм с одной апсидой, это большой гавит, в сводах увенчанный традиционной конструкцией под названием «хазарашен», и почти полностью разрушенная колокольня, от которой до сегодняшнего дня сохранились только подпружные арки.

Хазарашен в гавите главного храма Аракелоца

С северной стороны церковь Аракелоца была соединена с крепостной стеной, которая до сегодняшнего дня дожила в крайне руинированном состоянии. С южной стороны перед церковью небольшая выстриженная поляна, которая позволяет свободно созерцать экстерьерные объемы постройки. Дальняя южная часть территории монастыря усеяна кустарниками, преимущественно шиповником. Я осмелюсь предположить, что это одичавшие розы, которые очень плотно вплетены в христианскую религиозную культуры и которые могли выращиваться армянскими монахами здесь, в Аракелоце.

Фрагмент арочной конструкции и декоративная архитектурная деталь в гавите большой церкви

В гавите (той части, которую иностранцы иногда называют часовней или нартексом) сохранились все ключевые элементы конструкции. В первую очередь, «хазарашен» (հազարաշեն в переводе означает «тысячестрой») – особое оформление светового проема в куполе, характерная примета традиционной армянской архитектуры. Кроме того, здесь сохранились небольшие декоративные детали интерьера – например, шары, украшающие перекрестья арочной конструкции.

 Табличка на алтаре установлена организацией «Исторический след», Պատմական Հետք (в 2021 году они сделали небольшой видео-обзор главной церкви Аракелоца)

К южной стене прилегает хачкар. На нем, как и внутри самого храма, регулярно зажигают свечи. Кстати, по всей видимости они производятся здесь же, у подножия холма, где расположена большая пасека.

Лесной ландшафт на западном склоне холма

Остатки сооружений на территории монастыря давным-давно сдались перед природной экспансией – особенно в западной части. Здесь по всей видимости и не было сколько-нибудь серьезных укреплений, поскольку сам ландшафт на западном склоне холма естественным образом преграждает доступ к монастырю.  

Целиком сохранившийся фрагмент крепостной стены на юго-восточной границе территории монастыря.

На юго-восточной границе территории монастыря сохранился фрагмент крепостной стены – с этой стороны у холма очень пологий склон.

Вход в малый храм монастыря, построенный в XIV веке

Вход в малый храм монастыря, построенный в XIV веке. Сама постройка утоплена в новейших археологических наслоениях, но внутрь пробраться все еще можно.

Живописные руины крепостных сооружений в северной части монастыря.

Подобные элементы построек, поросшие мхом и утопленные в земле, разбросаны по всем склонам холма – их довольно легко спутать с причудами ландшафта, но пока деревья и кустарники не зазеленели, разглядеть эти руины все-таки можно. Они свидетельствуют о том, что вокруг Аракелоца в свое время был целый город. В кратком отчете о состоянии монастыря, который опубликован Europa Nostra, отдельно отмечена эта специфика: Аракелоц был не только религиозным, но и экономическим центром – этому способствовало расположение на одном из маршрутов шелкового пути, а также возможность беспошлинной торговли (церковные хозяйства не облагались налогами). Все это делало монастырь местом культурного и экономического процветания.

На северном берегу Агстева расположено небольшое подворье. В феврале, когда был сделан этот репортаж, здесь не было ни посетителей, ни хозяев заведения. Несомненно, в сезон вся эта территория выглядит оживленнее, однако и вне-сезонный ее облик определенно привносит дополнительное очарование.

Небольшое подворье на северном берегу Агстева.

Включение Аракелоца в список Europa Nostra свидетельствует не только о внимании европейской организации к армянскому культурному наследию. Этот жест заключает в себе определенный символический смысл и имеет значение в рамках политики культуры, поскольку монастырь расположен всего в трех километрах от участка армяно-азербайджанской границы, на котором прошлой весной прошел процесс делимитации и демаркации. Таким образом десятки европейских НКО выражают поддержку армяно-азербайджанскому урегулированию и, что не менее важно, территориальной целостности Республики Армения.

Не менее важно то, что внесение архитектурного памятника в список Europa Nostra – не стопроцентный, но все же шанс привлечь инвестиции для реконструкции.

 

Текст и фотографии Кати Черновой

@2025 – Lava Media. Все права защищены.