Как строился и к чему пришел Ереван: экологические проблемы армянской столицы

aliq

Ереван традиционно возглавляет список городов Армении с самым загрязненным воздухом. Оно и понятно – именно в армянской столице сосредоточены основные производственные мощности страны, объемы строительства растут в геометрической прогрессии. В результате страдают зеленые зоны, а транспортная нагрузка магистральных улиц зашкаливает.

В последние годы ситуация еще больше обострилась. О том, чем в буквальном смысле этого слова дышат ереванцы, о факторах риска и последствиях бездумной и бессистемной урбанизации мы побеседовали с экологом, председателем общественной организации «ЭкоЛур» Ингой Зарафян.


Норма и есть предел безопасности

Как вы оцениваете уровень загрязненности воздуха в Ереване?

Применяются разные методики определения степени загрязненности, но по всем этим методикам загрязненность воздуха в армянской столице превышает нормы, закрепленные в мировых стандартах.

По данным Центра мониторинга качества воздуха, в 2024 году загрязненность воздуха в Ереване превышала норму в 3,4 раза. Согласно оценке Центра, этот показатель вызывает определенную обеспокоенность, но не опасен для здоровья людей. Мы же считаем, что норма — это и есть предел безопасности, а любое ее превышение несет непосредственную угрозу здоровью людей.

К слову, недавно мы провели опрос среди ереванцев, так вот, больше половины наших респондентов пожаловались на качество воздуха, а 30% опрошенных заявили, что ситуация просто критическая. Это говорит о том, что люди на себе чувствуют это неблагоприятное влияние.

Под прицелом «невидимого киллера»

Одним из основных источников загрязнения воздуха является пыль, экологи называют ее «невидимым киллером». Врачи бьют тревогу: выбросы в атмосферу пыли вызывают онкологические заболевания, хроническую обструктивную болезнь легких, астму и ряд других серьезных заболеваний.

Действительно, пыль оказывает крайне негативное воздействие на атмосферу. Разбитые дороги, стройплощадки по всему городу, эксплуатация карьеров, на которых добывают стройматериалы, — всё это и приводит к повышенному уровню пыли в воздухе.

Транспорт также является одним из основных источников выбросов загрязняющих веществ в городской среде. Нагрузка транспорта на магистрали нашего города очень высокая, соответственно, объемы выброса выхлопных газов огромны. Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что отсутствует нормальная регуляция этих чрезмерных нагрузок. Основные транспортные линии нашей столицы забиты — в том числе тяжелым транспортом, который работает на дизельном топливе, содержащем множество вредных примесей.

В Ереване есть много предприятий, также создающих нагрузку на атмосферный воздух. В первую очередь это камнеобработка — заводы, выбрасывающие в атмосферу оксид азота или серы при получении ферромолибдена, и маленькие предприятия, производящие питьевые фонтанчики, могильные надгробия и плиты. Последние часто нигде не зарегистрированы, производство налажено в частных гаражах…

Смог в Ереване.

В Ереване за последние десять лет показатель смертности по онкологии возрос на 65% — по этому показателю мы вышли на первое место в регионе. Интересно, существует ли в Армении статистика заболеваний, спровоцированных неблагоприятной окружающей средой?

— В Армении статистика ведется по основным классам болезней: сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, онкологии и т.д. Но в этой статистике нет фактора экологии. Мы обращаемся в соответствующие инстанции, а там нам отвечают, что решить этот вопрос практически невозможно, так как для этого необходима колоссальная база достоверных данных. Но ведь есть же мировая практика. Складывается впечатление, что никому просто неинтересно заниматься этой нудной работой. И самое главное — непонятно, кто должен нести ответственность. А ведь вопрос этот действительно пугающе важный.

Нубарашенская свалка: а воз и ныне там

Нубарашенская свалка, которой уже более семи десятков лет, стала самым настоящим бичом для городской экологии. В начале прошлого года городские власти приняли решение о ее консервации и строительстве новой при поддержке ЕБРР — в соответствии со стандартами ЕС. Но позже мэр Еревана Тигран Авинян был вынужден признать, что вопрос строительства новой мусорной свалки в Ереване, цитирую его, «не сдвинулся с мертвой точки ни на миллиметр».

Да, об этой проблеме говорится уже долгие годы. У всех в памяти крупные пожары на свалке в 2023 и 2024 годах. Местами горящий мусор достигал высоты многоэтажки. У многих жителей близлежащих районов была очень сильная аллергическая реакция, они жаловались на кашель, раздражение глаз и дыхательных путей, головные боли. Впрочем, пожары там случаются периодически. Свалка постоянно дымит, а это опаснее внезапно вспыхнувшего пожара, поскольку мы имеем дело с процессом медленного горения, который загрязняет атмосферу такими опасными для здоровья газами, как диоксин. Этот процесс остановить обычными методами практически невозможно. Влияние на здоровье процесса медленного горения очень тяжелое.

Проблему Нубарашенской свалки в свое время хотела решить японская компания «Шимидзу». В частности, японцы предлагали построить на территории свалки мусороперерабатывающий завод, а также использовать скапливаемый на свалке метан для производства электроэнергии. Соответствующее соглашение между правительствами Армении и Японии было подписано в 2004 году, но дело в дальнейшем застопорилось. Там были замешаны личные интересы разных влиятельных лиц. В итоге компания после вмешательства правительства Японии частично вернула потраченные деньги в рамках Киотского протокола.

Нубарашенская свалка.

Ереван лишили деревьев

Как изменение климата сказывается на окружающей среде?

Конечно, изменение климата оказывает воздействие, но оно несравнимо с менее  глобальными фактороми. Беда в том, что у нас не плановая, а точечная застройка. Как только находят свободное место, оно моментально обрастает строительными лесами. В результате город лишается зеленых зон.

Между тем ситуация в нашем городе несколько десятков лет назад была совершенно иной. Ведь изначально Ереван задумывался Таманяном и строился как зеленый город. Но в начале 90-х, во время энергокризиса, по всей республике, в том числе и в столице, массово вырубали деревья — при том, что Ереван и так расположен в полупустынной ландшафтной зоне.

В последние десятилетия Ереван практически лишился деревьев, зеленые зоны уничтожены на корню. Первым был вырублен зеленый пояс — это леса вокруг Еревана, огромные зеленые массивы садов Далма — вся эта территория полностью застроена. Также Норкские леса, лесные массивы в Джрвеже. Лесной сквер на Монументе полностью уничтожен в угоду строительства особняков. Были вырублены и продолжают вырубаться деревья во дворах, а дворовое озеленение очень важно для микроклимата. То есть мы сами себя уничтожаем. Если город не имеет зеленых зон, он становится экологически агрессивным и непригодным для жилья.

Какие районы Еревана сейчас являются самыми неблагополучными в плане экологии я?

Конечно, это центр города, который находится в яме, и, как и любая ландшафтная впадина, плохо проветривается. В плохом состоянии также Шенгавит и Эребуни, где, собственно, и находится Нубарашенская свалка. Есть и другие неблагополучные районы, но в названных ситуация вызывает особую обеспокоенность.

Столичный муниципалитет в конце прошлого года анонсировал разработку четырехлетней программы, нацеленной на очистку воздуха в столице. Эта программа, в частности, подразумевает совершенствование системы мониторинга качества воздуха, массовую посадку деревьев и лесов, разбивку парков и скверов, определенные ограничения по части эксплуатации старых автомобилей.

Весь вопрос в том, удастся ли городским властям полноценно ее реализовать. Земля у нас дорогая, квадратные метры жилья стоят баснословные деньги. Вот и множатся новостройки как грибы после дождя — это очень прибыльный бизнес. И здесь понадобятся политические решения. Не знаю, готов ли к ним Авинян.

Сотрудничает ли «Эколур» с городскими органами? И в целом каким вам видится в идеале это сотрудничество?

Мы выступаем с объективными альтернативными оценками ситуации, предлагаем Министерству окружающей среды, мэрии Еревана конкретные решения тех или иных проблем, организуем там обсуждения. И хорошо, когда эти предложения созвучны представлениям государственных органов. Но они, естественно, часто не совпадают. Главное — в последнее время наши попытки наладить диалог встречают отклик, и это в определенной степени обнадеживает.

Мы сами себя уничтожаем. Если город не имеет зеленых зон, он становится экологически агрессивным и непригодным для жилья.

Могут ли жители повлиять на происходящее в столице, скажем, повышая уровень экологической грамотности, экологической культуры, заинтересованности?

Мы живем в экологически неблагоприятном городе, и ереванцы прекрасно знают об этом. Во время прошлогоднего пожара на Нубарашенской мусорной свалке к нам ежедневно поступали десятки звонков от обеспокоенных граждан. Конечно, они могут не знать названий вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, но прекрасно понимают, насколько это опасно для здоровья. Но одно дело понимать, и совершенно другое — самим предпринимать какие-то активные действия, снижая экологические риски. Например, не засорять улицы родного города. Немаловажную роль здесь, конечно, играет то обстоятельство, что структура населения Еревана за последние годы претерпела существенные изменения. Многие переехали в столицу из самых разных районов республики, и эти люди продолжают сжигать мусор во дворах своих домов или на близлежащих территориях, как это делали в своих сельских местностях. Для городской среды это тем более неприемлемо.

Многие наши горожане и понятия не имеют о том, что такое раздельный сбор мусора. Проблема в том, что наше государство до сих пор не выработало механизмов экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающей среде, у нас нет налаженной системы поощрений и наказаний.

Та же Германия, которую мы так любим приводить в пример, в свое время принимала драконовские меры — жесткий контроль и высоченные штрафы, — пока не научила своих граждан бережно относиться к окружающей среде.


Вчера, 25 марта, десятки граждан собрались у здания мэрии Еревана, протестуя против массовой вырубки деревьев. При этом в мэрии Еревана многократно заявляли, что на улицах и в парках города ликвидируются только нежизнеспособные деревья и что они заменяются на более здоровые саженцы. Однако действия городских властей регулярно подвергаются критике как рядовых жителей столицы, так и экологических активистов. Ереванцы ростом уровня загрязненности воздуха и уменьшением количества деревьев с большой кроной, защищающей от жары.


Текст: Микаэль Барсегян.

@2025 – Lava Media. Все права защищены.