Кирилл Кривошеев о нашумевшем фильме Deutsche Welle про Армению и карабахский конфликт

Кирилл Кривошеев

Разбирая документалку, которую Deutsche Welle выпустили ровно накануне визита президента Германии в регион, многие рассуждали о «французском следе» и влиянии Франции на политику Германии. Однако я не видел, чтобы кто-то обратил внимание на главное: режиссер Фредерик Тонолли — армянин, родившийся во Франции у родителей, бежавших от геноцида. Он сам рассказывает об этом в интервью и даже отмечает, что его полное имя — Фредерик Карекин Тонолли. А Карекин — это форма имени Гарегин. По-моему, это само по себе важно. Фредерик Карекин Тонолли — документалист, но в своих фильмах он оставляет много места для своего личного мнения. А оно у него, естественно, проармянское и осуждать его за это не стоит — он, скорее всего, не смог бы приехать на съемки в Азербайджан, даже если бы хотел.

Доподлинно узнать о том, почему Deutsche Welle решили показать фильм Тоннолли «Пешка среди супердержав» именно сейчас, мы достоверно не можем. Мы даже не знаем, был ли он изначально заказан Фредерику Тонолли, или телеканал купил права на уже готовый продукт.

Стоит отметить, что некоторые мысли в фильме действительно звучат странно. И не потому, что фильм целиком представляет армянский взгляд на конфликт и при этом совершенно не затрагивает трагедию азербайджанцев, изгнанных из семи районов вокруг Нагорного Карабаха. Хотя в фильме говорится о том, что конфликт привел к миллиону беженцев, но не уточняется, с чьей стороны сколько. Нет, меня скорее смутили другие тезисы — например, связанные с Ираном. «Израиль поставляет в Баку дроны и другое современное оружие, а взамен ему позволили установить станции прослушивания на азербайджанской территории. Идеальный пункт для наблюдения Моссада», — говорится ближе к концу. Насколько мне известно, наличие израильских военных объектов на территории Азербайджана, о которых так часто говорят в Тегеране, пока никем убедительно не доказано. Однако такой тезис — о том, что Азербайджан нарушает безопасность Ирана, — несколько удивителен для DW в любом случае.

Кадр из фильма Deutsche Welle.Еще одна странная цитата из фильма звучит так: «Российское вторжение в Украину было частью геостратегического плана России и Азербайджана. Алиев был в Москве всего за несколько дней до начала военной операции. И дал согласие на транзит российской нефти через свою территорию для обхода международных санкций». Даже при самом критическом отношении к Алиеву этот тезис Тиграна Егавяна, эксперта армянского происхождения из Франции, не выдерживает никакой критики. Потому что при всем его сходстве с Владимиром Путиным в отношении вопросов прав человека или свободы слова по украинской войне они сильно расходятся. Более того, Азербайджан — чемпион постсоветского пространства по объему направленной в Украину гуманитарной помощи. Баку передал Киеву товаров более чем на 40 млн. долларов, в то время как огромный Казахстан — только на 2,5 млн. Это вполне рациональная политика: за поддержку Украины и критику России западный мир сейчас готов простить очень многие грехи. Похожим образом, кстати, поступал другой автократ в другой нефтяной стране — Николае Чаушеску из Румынии. Совсем не будучи сторонником «социализма с человеческим лицом» внутри своей страны, в 1968 году он осудил вторжение СССР в Чехословакию, ведь «нет и не может быть оправдания военному вмешательству во внутренние дела братского социалистического государства». Этого было достаточно, чтобы румынский автократ еще долгие годы считался вполне рукопожатным. Да, президент Азербайджана приезжал в Москву 22 февраля 2022 года. Но это не значит, что он был сколько-нибудь заинтересован в начале войны или тем более находился в сговоре с Москвой по этому поводу.

В следующей сцене Алиева показывают вместе с Урсулой фон дер Ляйен, и уже голос за кадром отмечает: «Это был контракт с дьяволом, как показывают цифры. Производственные мощности [газа] в Азербайджане меньше, чем обещанные в контракте. Это значит, что на самом деле по азербайджанским трубам идет российский газ, но Брюссель предпочитает этого не замечать».

Совершенно непонятно, на какие именно цифры здесь ссылаются авторы фильма. Азербайджан действительно наращивает экспорт газа. Например, в 2024 году страны Европы (преимущественно Балкан) получили 12,9 млрд. кубометров азербайджанского газа, Турция — 9,9 млрд., а Грузия — 2,4 млрд. Вместе это 25,5 — значительно больше, чем десять и даже пять лет назад. Но этому есть свое объяснение — у Азербайджана действительно растет добыча, и есть основания полагать, что в ближайшие годы вырастет еще больше за счет запуска новых месторождений. Поэтому обещание Баку нарастить поставки газа в один только Евросоюз до 20 млрд кубометров до 2027 году — это вполне осуществимый план, и он никак не связан с покупкой газа у России. Пик закупок российского газа у Азербайджана был в 2000-2006 годах, но даже тогда объемы составляли лишь 4,5 млрд. кубометров. После 2022 года объем поставок составлял менее 1 млрд. кубометров в год. Это ничтожно малая цифра в масштабах мировой торговли.

Версия о том, что Азербайджан все же помогает России продавать газ в Европу настолько популярна, что мне даже приходилось слышать конспирологическую теорию о том, что нефтепровод «Баку-Новороссийск» переделан в газопровод и по нему Россия тайно поставляет огромные объемы. Но уверен, что у любого специалиста по нефтегазовой отрасли это вызовет лишь смех: если на рынке нефти еще возможна контрабанда за счет «теневого флота» из ржавых танкеров, то рынок газа виден как на ладони, и никаких серых поставок на нем быть просто не может. Ситуативные закупки смешных объемов российского газа действительно нужны Азербайджану для того, чтобы покрывать внутренний спрос во время неожиданных колебаний (то есть банально слишком холодной зимы). При этом поставлять российский газ в Европу с нарастанием идет по более логичному маршруту — через «Турецкий поток».

Именно эти два момента, а не спор о том, «отдал» Сталин Нагорный Карабах Азербайджану или «оставил» его в составе Азербайджана (в Баку этот момент считается принципиальным) мешает лично мне воспринимать фильм всерьез. При этом нельзя сказать, что там нет никакой критики армянской стороны. Например, говоря о коррумпированности правительства Роберта Кочаряна, один из экспертов отмечает, что его приход к власти означал «жесткую линию» и усиление «партии войны», которые свели на нет любые попытки договориться.

Ну и, конечно, весьма странным для продукта DW, вышедшего в 2025 году, было появление в кадре послов России и Ирана в Ереване. Они не выдают никаких сенсаций, но сам факт того, что они согласились говорить на камеру, наводит на мысль, что Фредерик Тонолли представлялся независимым режиссером, а не представителем немецкого телевидения. Однако эти детали следует выяснять отдельно.

 

@2025 – Lava Media. Все права защищены.