Прецеденты случались и раньше. Так, несколько недель назад у русского посольства на Лусаворич прошел оппозиционный митинг, на котором было сказано прямо: «Украинские эмигранты, не разворачивайте в Ереване свой флаг, он нацистский! Армянскому гостеприимству может настать предел!»
И сразу стала ясна программа кочаряновской оппозиции, которую целый месяц не могли доискаться: за Путина, за войну, против Украины, против Америки, а заодно и всего остального мира.
22 мая на улице Лусаворич все повторилось. По обе стороны переулка, ведущего в посольство, полицейские развели две оппозиции — русскую и армянскую, чтобы избежать столкновений.
Я прошел сквозь строй кочаряновцев, пытался задавать вопросы, но сторонники русского мира почему-то отказались разговаривать со мной по-русски. Может быть, они просто не знают этого языка.
Началось с армянских ругательств в матюгальник. Сначала обозвали последними словами Тиграна Хзмаляна, лидера Европейской партии Армении. Потом Хзмалян и его друзья ответили тем же в адрес оппозиционного блогера Мики Бадоляна. Именно Бадолян собрал здесь людей, призывая не дать русским поддержать пленных с «Азовстали».
— Что он говорит? — спросил я Хзмаляна. Тигран Эдуардович, режиссер, интеллигентный человек, владеющий языками, перевел мне. Оказалось, отборный мат. А по-армянски звучало очень красиво.
У антипутинских армян и антипутинских россиян разные, но похожие цели. Хзмалян говорит:
— Мы с самого начала выступали за интеграцию Армении в ЕС, в мировое сообщество. Это никак не противоречит дружбе с Россией. Но то, что делает последние годы Путин, мало того, что бесчеловечно, это еще и вредит интересам моей страны. Мы не хотим стать страной-изгоем из-за него. И именно поэтому выходим на акции к посольству с требованием прекратить войну. Это уже пятнадцатый или шестнадцатый раз. Я выходил сюда сразу после вторжения в феврале, когда русской антивоенной эмиграции здесь еще не было. Бороться с путинской агрессией — это такое же армянское дело, как украинское или русское.
У Павла и Алексея, активистов из России, задачи скромнее. Павел обернут в бело-сине-белый флаг, символ новой России, России без Путина. Эмигранты убрали с государственного флага красный цвет, потому что не хотят, чтобы в России и из-за России лилась кровь, погибали люди.
Это само по себе ответ на вопрос «почему вы здесь?». Но Павел поясняет:
— Обязательно напишите, что мы не движение, не партия, не организация. У нас нет партийных интересов, только совесть.
А Алексей говорит: «Мы здесь из-за украинских бойцов из «Азовстали».
Несколько дней назад, после длительных боев в Мариуполе на комбинате «Азовсталь», в плен сдались бойцы украинского полка «Азов». Количество сдавшихся оценивают по-разному. Тысяча, две, много раненных. Есть слабая надежда, что будет обмен военнопленными, но, с другой стороны, уже подано требование в Генпрокуратуру признать «азовцев» террористами. И это значит, что будет суд. А учитывая постоянные разговоры Дмитрия Медведева о введении смертной казни, становится тревожно. Это очень удобный случай, чтобы ее ввести.
Но что мы можем сделать?
— Хотя бы обращать на них внимание, — говорит Алексей, — показывать, что миру небезразлична судьба этих людей.
Пока мы говорим, с той, запутинской стороны нам показывают многочисленные факи. Потом разворачивают государственный флаг РФ. То есть, уже откровенно выступают от имени другого государства, от имени «старшего брата».
К нам подходят корреспонденты Russia today. Молодые наглые ребята с георгиевскими ленточками на рюкзаках. Ведут себя как провокаторы. Спрашивают, например, почему вы не протестуете в России? Как будто кому-то надо объяснять, что делают с людьми за эти лозунги и эти слова в России.
А лозунги такие:
«Путин кормит войну детьми!», «Дед must be dead», «Свободу России, мир Украине!» и, естественно, «Нет войне!».
У наших армян корреспонденты RT спрашивают: «Что плохого вам сделала Россия?». И тут неизбежно возникает тема «Зеленский продавал оружие Азербайджану». Это правда, но не вся, только ее малая часть, удобная путинскому режиму. Оружие Азербайджану продавали многие и в первую очередь не Украина, а как раз Россия. Война 2020 года, ставшая для армян национальной трагедией, щедро подпитана Россией и русским оружием. Вот что плохого сделали. Не говоря уже о сильнейшей экономической зависимости от России, в которой Армения находится сегодня. Если бы речь шла о зависимости от США, пропаганда уже обкричалась бы о неоколониализме, об экономической экспансии, о стране-сателлите. Но поскольку речь идет о России, русская пропаганда молчит, ее все устраивает.
Пока мы отбиваемся от провокаторов из России к нам присоединяется рыжий взъерошенный мужичок хипповского вида с плакатом на груди: «Putin is a killer». Это для англоязычной части армянского политического спектра. Он разворачивает над головой российский триколор, хотя многим это не нравится, у нас аллергия на этот флаг. Но аргумент железный: «Я патриот России, и я против Путина». Таким образом, обе противоборствующие стороны стоят с русскими флагами. Плюс украинский, плюс флаг Арцаха, плюс бело-сине-белое знамя светлой России будущего. Не было только флага Армении.
Мы шли по улицам Еревана, активный рыжий мужик со всеми здоровался. Он говорил: «Здравствуйте, хорошего дня! Я из России, а Путин убийца! Ура!» Сначала люди шарахались, а потом взрывались аплодисментами. Уже на втором перекрестке ему стали предлагать выпить водки. Приветственно гудели машины, смеялись дети, рыжий мужик кричал: «Ура!», лаяла собака, Алексей, шедший со мной рядом, кричал «Нет войне!» и «Россия без Путина!».
И стало совсем не страшно. Мы поняли, что Ереван как минимум не против этих акций и этих шествий. Что лозунг «Армения за Путина!» — это как «Евреи за Иисуса!» достаточно маргинален, на общенациональную идею не тянет.
А еще стало ясно, что это не последнее столкновение. С каждым днем протеста кочаряновская оппозиция тает, ее становится все меньше. Но ведет она себя все более агрессивно. В следующий раз может дойти и до силового контакта.
Чем это кончится, не скажет сейчас никто. Мы живем в такое время, когда может произойти что угодно. На мир надвинулась катастрофа, в которой нет уже никакого частного или узконационального интереса. Шанса остаться в стороне нету ни у кого. Все переплелось, завязалось в один мертвый узел: Россия, Украина, Арцах, русские диссиденты, Армения, Азербайджан, ЕС, Осетия, Молдавия, США… Судьба мира сейчас зависит и от Армении тоже. И может быть, не в последнюю очередь.
Московский журналист, писатель, литературный критик, автор пяти книг. Уехал из России и приехал в Армению, чтобы продолжать делать то, что делал всю жизнь, только лучше.