Политолог Степан Григорян анализирует три уровня глобальной войны свободного мира с автократиями на примере Украины и России.
Как частный случай агрессия России против Украины имеет несколько уровней.
Первый уровень — региональный, уровень собственно российско-украинской войны. Чтобы понять, почему Путин пошел на широкомасштабные военные действия, достаточно обратить внимание на заявления руководителей России последних 10-12 лет. Оценка развала СССР, как геополитической катастрофы, трепетное отношение политической элиты к восстановлению СССР в форме Союзного Государства, уже говорят о многом. Идея восстановления СССР в той или иной форме не раз озвучивалась в России. А это восстановление бессмысленно и невозможно без Украины.
Причин много: большая территория со значительным сельскохозяйственным потенциалом, 45-миллионное трудолюбивое население, серьезный промышленный потенциал, географическое расположение в центре Европы, исторические факторы, затрагивающие идентичность русского народа и многое другое.
Но выросшая за 30 лет независимости украинская политическая элита имела иные планы. Граждане Украины, имеющие достаточно высокий образовательный ценз решили интегрироваться в европейское цивилизационное пространство. Навязываемые Россией криминальные авторитеты, типа Януковича, не могли удовлетворить украинское общество. Потому он и был изгнан из страны, когда попытался навязать украинцам коррумпированную систему автократического правления.
Думаю, уже тогда родилась идея уничтожения украинской государственности через силовые действия и военную оккупацию. Вариант гибридной войны мы видели в 2014-м, а 24 февраля 2022 года началась фаза широкомасштабного военного вторжения. Неслучайны и задачи по «денацификации» и «демилитаризации» Украины. Они подразумевают изгнание национально-мыслящей политической украинской элиты, разоружение и расформирование украинской армии.
Здесь можно провести аналогию с агрессией Азербайджана против Армении и Нагорного Карабаха в сентябре 2020 года. Россия, считавшаяся союзницей Армении, не только не выполнила союзнические обязательства, но и сотрудничала с Турцией для подавления сопротивления армян Карабаха (в Агдаме был создан российско-турецкий военный центр по мониторингу ситуации в Карабахе). Цели очевидны: ослабить Армению настолько, чтобы для обеспечения своей безопасности граждан она согласилась войти в нечто похожее на СССР (например, Союзное Государство России и Беларуси).
Россия действовала против Армении в 2020 году, решая те же задачи, что решает сегодня в Украине. Максимальное ослабление армянской государственности с целью присоединения ее к Союзному Государству. Разница лишь в том, что тогда она действовала руками бакинского авторитарного режима. Примечательно, что и здесь мы слышим, как из Баку, так и Москвы, о необходимости разоружения армянской армии, о подавлении реваншизма (и это притом, что власти Армении взяли четкое направление по установлению мира в регионе!). Как и в Украине, делается попытка, через фальсификацию истории, отторгнуть у армян культурное и религиозное наследие на территории Армении и Нагорного Карабаха. Почерк один и тот же.
Второй уровень — уровень столкновения России с Западом. США и ЕС сделали все, чтобы избежать такого высокого уровня конфронтации с Россией. Но в Кремле уже давно было принято решение о недопущении сотрудничества Запада со странами, родившимися на постсоветском пространстве. В первую очередь со странами, которые пошли по европейскому пути развития — Украина, Армения, Грузия и Молдова.
Агрессия России против Украины, сопровождающаяся уничтожением городов и сел, очевидными военными преступлениями и элементами геноцида, сплотила Запад. Вокруг США создана коалиция из более чем сорока развитых стран мира для помощи Украине. Пять этапов санкций, введенных ЕС, широкомасштабные санкции США, Великобритании, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии в торговой, энергетической и банковской сферах, сфере высоких технологий, в военной области и авиации, безусловно, уже дают о себе знать и подрывают экономику России.
Уже тот факт, что сотни тысяч высокообразованных россиян покидают страну, говорит о многом. Главные направления их миграции: Армения, Казахстан, Грузия, Турция и Европа. В Ереване десятки тысяч россиян, многие из которых уже начали работать в сферах высоких технологий и услуг.
Третий уровень — это уровень столкновения цивилизаций и систем управления. Кремлевский режим начал войну против Украины, в том числе, из-за желания ослабить и дискредитировать Свободный Мир. Дилемма между автократиями и демократиями существует во многих странах. Так, пророссийские (антидемократические) силы в Армении активно продвигают идею того, что поражение в войне 2020 года связано с тем, что в Армении демократическая система правления, а в Азербайджане авторитаризм. А потому необходимо срочно сменить Пашиняна. Попытки переворота делаются прямо сейчас бывшими руководителями Армении.
Глобальная война автократических режимов против Свободного Мира уже началась. Мы сейчас на том этапе глобального противостояния, когда каждый должен сделать свой выбор, с кем он и какие ценности ему важны. В ближайшее время, выстроится новая система международной безопасности, которая будет опираться не столько на географические признаки, сколько на ценностные. Разделительные линии будут идти по признаку “Демократии против Автократий”.
И здесь странам придется сделать выбор, решать, с кем они.
24 мая Министерство обороны России сообщило, что Воздушно-космические силы России и Военно-воздушные силы Народной-освободительной армии Китая провели совместное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Авиагруппа в составе стратегических ракетоносцев Ту-95мс ВКС России и стратегических бомбардировщиков Хун-6к ВВС НОАК осуществила воздушное патрулирование над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей. Эти учения показывают, что Китай готов помочь России в его борьбе с Западом. А Россия будет поддерживать Китай в его территориальных спорах с соседями в Восточном и Южно-Китайском морях. Создается впечатление, что один из крупнейших мировых игроков, Китай, делает свой выбор в пользу России.
Турция, член НАТО, не присоединилась к санкциям против России, однако свои союзнические обязательства в рамках НАТО продолжает, не без проблем, выполнять. Но и ей придется сделать выбор из-за заявки вступления Швеции и Финляндии в Североатлантический Альянс. Турция перечислила свои требования к Швеции, в том числе «прекращение политической поддержки терроризма», «устранение источника финансирования терроризма», «прекращение военной поддержки» Курдской Рабочей Партии — чтобы снять свое “вето” со вступления этих стран в НАТО.
Обвинения Турции в поддержке терроризма Швецией можно рассматривать лишь с точки зрения политического торга. Но если Турция не пойдет на компромисс и заблокирует членство Швеции и Финляндии в НАТО, главные игроки Западного мира исключат ее из своей будущей системы безопасности.
Это же относится и к Венгрии. Если она будет блокировать усилия Европейского союза по введению эмбарго на импорт российской нефти, она также останется вне будущей системы безопасности, построенной Свободным Миром.
26 апреля было положено начало международной коалиции в поддержку Украины. В этот день в Германии на военной базе ВВС США в Рамштайне собрались главы и представители оборонных ведомств более чем 40 стран. Не только страны-члены НАТО, но и ряд примкнувших государств – Япония, Израиль, Австралия и Новая Зеландия. Эта коалиция может стать основой новой системы безопасности Свободного Мира, а Турции, Венгрии и странам Южного Кавказа еще предстоит определиться со своим будущим.
Степан Григорян, политолог
Мнения, выраженные в данной рубрике, принадлежат автору и могут не отражать точку зрения «Алика Медиа».