Статья Павла Шандры, в которой проводится анализ сложностей на пути евроинтеграции Украины.
В конце этого месяца в Европейском Союзе состоится саммит, на котором будут рассмотрены заявки Украины, Грузии и Молдовы на вступление в ЕС. Сегодня наибольшие шансы получить позитивный ответ у Украины и Молдовы.
Несмотря на это, в преддверии саммита внутри объединения существует разные точки зрения на сближение Украины и Европейского Союза. Еще полгода назад сама по себе дискуссия о статусе «кандидата» не представлялась возможной. Украину кормили завтраками и призывали использовать все преимущества, вытекающие из действующего соглашения об ассоциации с ЕС. Все изменилось после 24 февраля, когда Украина оказалась в состоянии развязанной Российской Федерацией войны. Эффективные действия украинской армии и удачный внешнеполитический пиар моментально сделали украинский вопрос частью общеевропейского политического дискурса, обнажив при этом противоречия между «старой» и «новой» Европой.
В то время как «новая» Европа поддержала дальнейшую интеграцию Украины в Европейский Союз, «старая» Европа выступила либо против, либо нейтрально. К государствам «старой» Европы относятся западноевропейские страны, которые до сих пор по-разному смотрят на события 2004 года, когда Европейский Союз расширился за счет приема восточноевропейских государств. Для части из них возможное вступление Украины в ЕС не укладывается в привычную картину действительности, в которой страна относится к геополитическим интересам России. Другая часть рассматривает потенциальное вступление Украины в Европейский Союз как угрозу стабильному развитию демократических институций. В этой связи часто поднимается тема коррупции и низкой эффективности украинского государственного аппарата.
Но хотя крот истории роет медленно, он все-таки движется вперед. Постепенно к Европейскому Союзу приходит осознание того, что вступление Украины в организацию могло бы дать ЕС новую жизнь после выхода Великобритании. Кроме того, интеграция Украины в Европу означала бы окончательный и бесповоротный демонтаж российской империи как метафизического пространства. Но дать зеленый свет Украине — это значит выйти из зоны комфорта, к пребыванию в которой так привыкли многие западные лидеры.
Для них самой большой опасностью является объединение Украины, Молдовы и Грузии с другими восточноевропейскими государствами, уже являющимися членами ЕС — и, как следствие, продвижение собственной повестки дня с опорой на США. Мне кажется, что во многом эти риски преувеличены. Последние три недели с Украиной ведется активный торг: ей предлагают различные «сахарозаменители» статуса кандидата в Европейский Союз. Но любой сахарозаменитель будет уводить Украину от главной цели. Необходимо двигаться в строгом соответствии со статьей 49 Договора о Европейском Союзе, которая как раз и регламентирует процедуру вступления в организацию новых членов.
Ситуацию осложняет то, что дата вступления в Европейский Союз станет известна только после позитивного для Украины исхода противостояния с Россией, поскольку только победа в войне обеспечит необходимую политическую стабильность для притока инвестиций и внедрения современных западных технологий. Об этом недавно высказался известный американский экономист Барри Эйхенгрин. Он заметил, что пока победа не достигнута, Украина может рассчитывать только на международную помощь и государственные кредиты, но никак не на инвестиции — они могут прийти в страну только после полной победы над агрессором и восстановления территориальной целостности.
Павел Шандра — депутат Одесского районного совета (Партия Европейска Солидарность)
Мнения, выраженные в данной рубрике, принадлежат автору и могут не отражать точку зрения AliQmedia.