Русско-украинская война и поражение России на политико-дипломатической арене показали ошибочность рассчетов Владимира Путина. Президент России допустил в этой войне роковые ошибки, ударившие по устремлениям России на постсоветском пространстве.
Путин искренне считал русских и украинцев одним народом. Перед войной он думал, что украинцы встретят его армию хлебом-солью, как встречают освободителей. Аннексия Крыма произвела ложное впечатление. Он полагал, что подобное произойдет в масштабах всей Украины.
Путин был убежден, что в случае «ликвидации» прозападных элит и политических сил можно будет в считанные дни войти в Киев, присоединить Украину к «русскому миру» и обезопасить границы России при поддержке «родного и дружественного» народа. Корни просчета Путина в попытке рассматривать украинцев и избранное ими правительство как повстанцев на окраинах империи.
Здесь необходимо вспомнить одно важное обстоятельство: в период распада СССР, в 1980 годы, Путина в СССР не было. Он был сотрудником резидентуры второго или третьего ряда в Восточной Германии. Находясь вдали от эпицентра событий, он не сумел осознать «дух перемен».
В результате, позже, он начал считать распад СССР величайшей геополитической катастрофой 20 века. Более того, Путин и правящие круги России поверили в теории заговора, связывающие распад Советского Союза с коллективным Западом и «холодной войной». Они чувствовали себя побежденными и униженными, а Горбачева считали архитектором этого краха.
Распад Советского Союза так и остался для Путина загадкой. Конспирологическое мышление хорошо работает, когда человек следит за событиями издалека. Вот почему Путин думал, что этой войной он восстановит несправедливо разрушенный СССР. Невозможность этого восстановления стала для него шоком.
Путин надеялся “вправить мозги” непокорным украинцам и “указать им их место”. Вместо этого он развязал войну, ставшую Отечественной для украинцев, старшее поколение которых так или иначе было связано с Россией общей историей, культурой и опытом.
Стержнем этого опыта была Великая Отечественная Война. Память о войне против фашизма, связывавшая с Россией и ее народом не только Украину, но и всю Европу, заставила многих верить, что Германия сохранит нейтралитет в этом конфликте. Это был самообман. Путин, стремившийся изменить мировой порядок в пользу России, добился ровно обратного. Он получил антироссийскую консолидацию Европы, распад прежних нарративов и связей, национальное пробуждение украинцев.
Эта война должна была стать началом восстановления СССР, но стала последним гвоздем, вколоченным в гроб СССР. А Путин стал могильщиком номер один и, возможно, невольным инициатором краха имперской идеи России.
Путинская агрессия показала, что Россия – это страна без граждан. Антивоенное движение российской интеллектуальной элиты и нейтралитет простых граждан, страх, забота о личной безопасности стали лучшими тому доказательствами. Войной Путин обнажил истинное настроение своего общества, которое не верит в его легитимность и уже необратимо является обществом потребления западного образца. Время, когда можно было мобилизовать людей некой идеей, безвозвратно ушло.
Ненависть ко всему русскому, в том числе к русскому языку и русским людям, проявляемая в экстремистских движениях в Европе и США является следствием путинской агрессии. Русский язык перестал восприниматься как язык уважения. Теперь это имперский язык, язык позора, а не высокой культуры и свободы.
Таким образом, подвергая Украину бомбежкам, Путин борется против общей истории, общего прошлого. Стремясь восстановить империю в своей голове, он разрушает ее в реальности. Однажды окажется, что бывшие колонии больше не имеют ни общей истории, ни нарративов.
Возможно, именно страх перед таким будущим побуждает Россию требовать от Армении увеличения количества русских школ и укрепления позиций русского языка. Это попытка удержать Армению и подобные ей страны в сфере имперской культурной гегемонии, отсрочить развитие антиимперских движений.
Гор Мадоян
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции