23 июля на официальном сайте Национального собрания Арцаха было опубликовано сообщение спикера Артура Товмасяна, в котором он приветствовал «решение оппозиционных фракций Армении вернуться в парламент в сентябре и продолжить свою работу».
Товмасян отметил также, что «только работая вместе, мы добьемся успеха», на этот раз имея в виду парламентское сотрудничество Армения-Арцах, и резюмировал, что 2 сентября он «любезно примет» делегацию, состоящую из депутатов от всех фракций Национального Собрания Армении.
За заявлением Товмасяна последовал хоть и оформленный максимально «мягко», но на самом деле очень жесткий ответ депутата НС от блока «Айастан» Арама Вардеваняна. Он посоветовал спикеру парламента Арцаха обратиться к правящей фракции и «задать простой вопрос: могут ли они публично сказать, что Арцах не может быть в составе Азербайджана (орфография автора сохранена – В.А.) или снижение планки права на самоопределение означает новый геноцид армян Арцаха». После чего пресс-служба НС Арцаха поспешила “отменить” послание Товмасяна, но оставила в силе приглашение представителям всех фракций НС Армении посетить Степанакерт 2 сентября.
Позже другой депутат блока «Армения» Агнесса Хамоян сделала не менее скандальное заявление, намекнув, что кто-то «украл телефон уважаемого спикера Национального собрания Арцаха» и она надеется, что он будет возвращен владельцу.
В «послании» Артура Товмасяна примечательное наблюдение, что в Арцахе нет «внутриполитической, партийной (это слово в оригинале) повестки дня», и народ Арцаха «в единстве преодолевает внешние и внутренние вызовы». Судя по всему, именно этот подтекст «вывел» из себя Арама Вардеваняна, и он призвал Артура Товмасяна, мягко говоря, «не встревать между пальцем и кольцом», не пытаться слыть «посредником» между правительством Армении и оппозицией.
Более того, он определил «рамки ответственности» для спикера парламента Арцаха, поставив условие – потребовать от правящей власти Армении публичного заявления о том, что Арцах никогда не будет в составе Азербайджана, а планка статуса не должна быть снижена.
Если быть честными, то надо сказать, что «предусловие» Вардеваняна весьма логично и вытекает из духа и буквы Заявления НС Арцаха от 14 апреля. По сути, блок “Армения” переговаривается с Товмасяном по принципу “кто сказал А, должен сказать Б”. Тот, кто 28 мая организовал в Степанакерте митинг под лозунгом «Армения без Никола», не может два месяца спустя быть инициатором диалога между правительством Армении и оппозицией. Тот, кто под предлогом «командировки» уклонился от приема посла Армении с особыми поручениями в Национальном Собрании Арцаха, потерял право на совет о командировании 2 сентября в Степанакерт многопартийной парламентской делегации из Еревана.
Арам Вардеванян сказал Артуру Товмасяну именно об этом. Все “в стиле”. Другой вопрос, что это дает Армении и Арцаху или что у них отбирает. Ничего не дает, многое отбирает, потому что читаешь “словесную перепалку” Товмасян-Вардеванян и с горечью осознаешь, до какой степени дошла деградация нашей государственно-политико-общественной жизни. Это просто беда, очень далекое начало которой видно из торжеств, организованных 2 сентября или 9 мая, четверть вековой болтовни о триединстве Армения-Арцах-Диаспора и традиции «решать все проблемы по-братски». Казалось, что 44-х дневная война подтолкнет Степанакерт если не к политической мудрости, то хотя бы к трезвости и исторической ответственности.
То есть, мы не только не созрели, но и что-то вдобавок потеряли. В противном случае спикер парламента Арцаха не стал бы демонстрировать свою миссию по «наведению моста» между властью и оппозицией в Армении и не получил бы жесткого, унизительного ответа.
Попытайтесь оценить «инцидент» если не с азербайджанской точки зрения, то с ракурса любого иностранца. Разве это не яркое свидетельство того, что армянской повестки просто нет? Тем более в Арцахе все на “автопилоте”. Сегодня можно сделать одно заявление, завтра – другое. Смотря “откуда дует ветер “.
Очевидно, что блок «Армения» заинтересован в Арцахе в той же мере, в какой он «антиниколовский». Другая аура его не только не удовлетворяет, но и раздражает. Этого не было бы, если бы Степанакерт политически адекватно взял на себя большую долю ответственности за 44-дневную катастрофу. Хотя бы без слов.
К сожалению, Степанакерт предпочел безответственную болтовню. И регулярно оказывается в «курьёзных» ситуациях. Это – серьезный вызов не столько внутренней, сколько внешней политике Армении. Степанакерт – не «клуб для встреч», а столица государства. Неважно, какова территория этого государства, признано оно или нет, какие формулировки используются в мире, когда о нем говорят. Степанакерт должен быть политически ответственным. Не пытаясь лезть «между пальцем и кольцом», какой бы «палец» и «кольцо» его не «приглашали».
Ваграм Атанесян
статья публикуется в переводе с армянского