11 августа заместитель директора Департамента информации и печати МИД России Иван Нечаев сообщил журналистам, что до конца августа РФ планирует провести контакты высокого уровня с Арменией и Азербайджаном по различным трекам нормализации отношений. «Любые контакты на высшем уровне с участием президента России комментируется администрацией президента. При этом в планах организация трехсторонних контактов на высоком уровне. Более конкретную информацию предоставим на более позднем этапе», – сообщил он.
Ожидающаяся очередная трехсторонняя встреча под эгидой Москвы преследует цель зафиксировать и укрепить российское превосходство в урегулировании и регионе, заявил ALIQ Media политический обозреватель Акоп Бадалян. При этом, говорить, что российская инициатива перечеркнула брюссельский формат встреч лидеров Армении и Азербайджана пока преждевременно, – считает он.
«Нельзя исключить, что после этой встречи последует встреча и в брюссельском формате. По крайней мере, на данный момент нет оснований утверждать о провале брюссельской повестки. Встречу под эгидой Москвы надо расценивать как свидетельство превосходства Москвы, которая видит в Брюсселе соперника и предпринимает шаги для укрепления своего превосходства», – предположил Бадалян.
Политический обозреватель также отметил активизацию США, которые не раз подчеркивали важность двустороннего армяно-азербайджанского диалога, не упоминая какой-либо иной формат. «Мы не знаем, будет ли иметь продолжение, условно говоря, «тбилисский формат». США поощряют прямую коммуникацию между сторонами конфликта. Этот процесс также соперничает с брюссельским форматом», – пояснил он.
Российскую активность Бадалян связывает с тем, что для Москвы Южный Кавказ – жизненно важный стратегический регион. «Вне зависимости от того, активен Запад в регионе или пассивен, Россия всегда будет доминировать, стремиться закрепить свое положение. В этом смысле российская политика в регионе имеет более широкий мотив, чем активность Запада. Любое проявление активности Запада Россия будет расценивать как вызов своему положению и будет еще активней удержать свою позицию», – пояснил политобозреватель.
Он затруднился сказать, будет ли подписан в ходе ожидающейся встречи какой-либо документ. На повестку предстоящей встречи, по его словам, влияют несколько факторов. «Это не только контекст армяно-азербайджанских отношений. На формирование повестки влияет международная ситуация вокруг Ирана – от ядерной программы до его роли как важного регионального игрока в свете геополитических изменений, и широкий спектр российско-турецких обсуждений», – заметил Бадалян.
Вместе с тем, он не исключил, что на предстоящей встрече будет обсуждаться вопрос мандата российской миротворческой миссии. «Ереван озвучил необходимость уточнения деталей миротворческой миссии, исходя из интересов России. Это был намек Баку, что затягивание ратификации мандата может привести к тому, что этому вопросу будет придан международный статус, что Армения с одобрения России предпримет шаги в этом направлении. Москва, конечно, не согласится заменить свой контингент международным миротворческим контингентом, такой перспективы я не вижу. Но может договориться с Западом, вследствие чего новая политическая повестка Азербайджана, в том числе и в вопросе Арцаха, повлечет больше проблем, чем, если бы Азербайджан согласился на условия России о наделении мандата российской миротворческой миссии международными механизмами», – подчеркнул он.
В свою очередь российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр полагает, что время играет в пользу Азербайджана, и обсуждать мандат миротворцев не в его интересах. По его словам, будет ли продлен срок пребывания российского миротворческого контингента, сказать сегодня сложно. Азербайджан хочет закрыть карабахский вопрос. Но пока в Арцахе стоят российские миротворцы, такой возможности у него нет.
“Проблема в том, что Россия слабеет, слабеют ее позиции и на Южном Кавказе. Соответственно, в обозримом будущем ситуация в которой карабахский вопрос будет закрыт совершенно не исключена. Как это произойдет в общем-то, обозначено – полная демилитаризация, ликвидация остатков Арцаха, разоружение его вооруженных сил и в той или иной форме добровольное или добровольно-принудительное выселение армян из Арцаха. В Баку, похоже, готовы, что вопрос Арцаха в ближайшее время будет закрыт», – заявил он AliQ Media.
По мнению военного аналитика, у США и Запада много проблем, на фоне которых Нагорный Карабах не является для них приоритетом. «Это также не приоритет ни для России, ни для Ирана с Турцией. Эта тема важна только для армян и азербайджанцев. В условиях, когда проблема не является приоритетом почти ни для кого вне региона, создается возможность, закрыть карабахский вопрос», – считает Фельгенгауэр. Соответственно, Армения не будет в состоянии противостоять действиям Азербайджана, – добавил он.
«Запад, наверное, Азербайджан осудит, но для Запада есть более важные проблемы – Украина, Тайвань, Иран и возможная ирано-израильская война. На этом фоне Нагорный Карабах не играет большой роли. Азербайджан подготовился к войне, выиграл и теперь готов дожать. Этому препятствует позиция России, но Россия может если и совсем не уйти, то сократить свое присутствие в регионе из-за собственных проблем», – предположил военный аналитик.
Фельгенгауэр считает, что Россия не сможет обеспечить подкрепление миротворческому контингенту, если ситуация в Арцахе дойдет до обострения. «Все российские ресурсы сейчас сосредоточены на украинской войне. Статус ядерной сверхдержавы сейчас сдерживает Азербайджан, он пока оглядывается на Москву. Но что будет через полгода или год, сложно сказать. У Армении же нет шансов противостоять. Нет ни ресурсов, ни линии обороны», – пояснил он.
Азербайджан понимает, что у него позиция намного сильнее, и хочет добиться полной ликвидации армянского Арцаха, подчеркнул военный аналитик. «Они целенаправленно идут к цели, и в ближайшие несколько лет добьются этого. Трудно представить, что их может остановить», – заключил Фельгенгауэр.
Журналист, автор аналитических материалов, специализирующийся на политических и социальных темах. Соавтор 6 документальных фильмов.