О возможности заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном говорится уже долго — со времени подписания трехстороннего заявления в ноябре 2020 года, однако содержание предполагаемого договора никогда не было рассекречено, – такое мнение выразил AliQ Media политолог Гарик Керян.
По итогам 4-часовой встречи в Брюсселе лидеры Армении, Азербайджана и глава Евросовета достигли договоренности о продолжении предметных переговоров на уровне глав МИД в течение месяца вокруг разработки проекта мирного договора.
Никол Пашинян, Шарль Мишель и Ильхам Алиев обсудили вопросы возвращения пленных, судеб, пропавших без вести, делимитации и приграничной безопасности, региональной деблокады. А также урегулирования отношений Азербайджана и Армении и вопросы, затрагивающие карабахскую проблему.
По итогам переговоров также достигнута договоренность о проведении в ноябре в Брюсселе заседания Комиссии по вопросам делимитации и пограничной безопасности. Следующая встреча на уровне лидеров также состоится в ноябре.
Керян рассказал, что в экспертных кругах часто говорят, что прежде, чем подписывать мирный договор, необходимо прийти к соглашению по нескольким спорным пунктам: разграничение армяно-азербайджанской границы, вопрос признания Арменией территориальной целостности Азербайджана и решение вопроса о коммуникации Азербайджана с Нахиджеванской автономией.
Однако, по мнению политолога, так как вокруг этих вопросов постоянно ведется острая политическая борьба, сейчас представить такое соглашение очень трудно. «Тот факт, что премьер-министр Армении в четвертый раз встретился с Алиевым в Брюсселе при модерации ЕС, еще ни о чем не говорит. Этот брюссельский процесс я рассматриваю как попытку Запада взять инициативу в свои руки. Сейчас Запад видит, что весь процесс зависит от российско-азербайджано-турецких отношений», — отметил Керян.
Эксперт также напомнил, что в Баку следом за Россией говорят о бесполезности переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, и это очень беспокоит правящие круги Запада. ЕС и США, по словам Керяна, хотят возродить минский формат, но не для того, чтобы каким-то образом помочь Армении с разрешением карабахского вопроса, а чтобы попытаться вырвать модераторство из рук России и понизить ее возросшее влияние на Южном Кавказе.
«Если стороны опубликуют какой-либо проект мирного договора, мы сможем посмотреть на то, какие пункты они туда включили и предметно обсудить их. Пока что речь идет о догадках экспертных кругов», — подчеркнул политолог.
Далее Керян выразил мнение относительно спорных пунктов в возможном мирном договоре: «Позиция Армении заключается в том, что она открывает коммуникационные пути. Азербайджан может их использовать, но по законам международного права, с таможенным контролем. Это стандартная практика. Президент Алиев, напирая на то обстоятельство, что между Арменией и Арцахом существует дорога, на которую Азербайджан не имеет никаких прав, твердит, что в таком режиме должна существовать и дорога, связывающая Азербайджан с Нахиджеванем. Однако в Баку забывают о том, что Арцах— является непризнанным государством, и вопрос его статуса еще не решен».
Эксперт считает, что вопрос этой коммуникации — очень сложная региональная проблема, так как в дороге на Нахиджеван заинтересованы и Россия, и Иран, и Турция. Ирану, по его словам, выгодно контролировать коммуникацию Азербайджан-Нахиджеан через свою территорию и таким образом иметь рычаг политического влияния на сепаратизм иранских азербайджанцев. Кроме того, власти Ирана обеспокоены тем, что дорога через Сюник может отрезать Армению от Ирана, и возле нее могут начаться различные нежелательные процессы — как это случилось недавно, когда Азербайджан задержал трех иранских водителей на дороге Горис-Капан.
«Россия, в свою очередь, не хочет, чтобы эта дорога находилась под юрисдикцией Азербайджана. Думаю, РФ заинтересована в том, чтобы коридор находился под контролем российских миротворцев — об этом косвенно упомянул Лавров во время своего визита в Ереван», — отметил Керян.
Кроме того, по словам эксперта, есть много вопросов и насчет армяно-азербайджанской границы. В частности, пока что неясно, по каким картам будет проходить делимитация и демаркация: «Азербайджан хочет сделать это по последим советским картам 70-х годов. Судя по этим картам, на территории Армении были азербайджанские анклавы. Армянская сторона требует, чтобы это происходило по картам 20-х — 30-х годов. Нет никаких юридических оснований тому, что эти анклавы оказались под юрисдикцией Азербайджанской ССР».
Отметив периодические разговоры о необходимости срочного подписания мирного договор между Арменией и Азербайджаном, политолог подчеркнул, но когда дело доходит до коллективного решения конкретных вопросов, оказывается, что существует много неясностей.
«Думаю, Запад не хочет, чтобы договор был заключен быстро. Они считают, что сейчас всё может быть оформлено так, что это будет выгоднее России, чем Западу. ЕС и США хотят перевести взаимодействия в минский формат. Этого не хотят Россия, Турция и Азербайджан, а Армения пока что лавирует. Власти страны еще не сделали какого бы то ни было ясного заявления на этот счет», — подытожил Керян.