Я человек не молодой. Но когда я родился, королева Елизавета II
До прошлой ночи, когда после смерти Елизаветы корона перешла к ее старшему сыну, ставшему Карлом III.
Её было принято называть английской королевой, но в действительности она была главой 14 государств, в том числе: Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Годы – собственно, семь десятилетий – правления Елизаветы Второй пришлись на эпоху, которую иначе чем турбулентной не назовешь. Она вступила на трон в феврале 1952 года, когда Великобритания еще не оправилась после Второй мировой войны. В постсоветских странах мы приучены считать, что Запад все время Второй мировой вел двойственную политику, и мы даже не
На время ее правления пришелся ряд событий, коренным образом изменивших мир. В том числе, распад Колониальной системы, создание Общего рынка, а затем и Евросоюза, к которому Британия сначала присоединилась, а потом вышла. Прошел ряд войн (не будем забывать войну за Фольклендские острова), началось освоение космоса.
Кстати, королева с удовольствием принимала у себя Юрия Гагарина, которого в Британии очень любят и уважают. Быть принятыми в Букингемском дворце хотели бы, наверно, все известные люди, включая президентов и премьер-министров. Представляете, она принимала 14 из 15 (кроме Линдона Джонстона) президентов США.
Но главным ее достоинством я все-таки считаю то, что она всю жизнь служила людям. Быть королевой для нее значило – служить подданным. Это характеризовало не только ее правление, но также ее саму как суверена.
И тут надо отдельно сказать, что слово «правитель» у нас, как правило, ассоциируется с галстучными мужчинами в темных костюмах, большими черными машинами, охранниками и свитой… Когда премьер-министр Армении приезжает куда-то, то на верхних этажах или крышах соседних зданий размещают снайперов, создаются списки тех, кому разрешается находиться с ним под одной крышей, а у дверей устанавливают металлоискатели. При предыдущих правителях страны было все то же самое. Кроме того, кортеж премьера включает множество машин, перед ним и после едут полицейские, распугивающие водителей, а регулировщики останавливают движение.
Но когда в 2013 году на Би-би-си приехала королева, то было всего две машины. В одной ехала она, а в другой – сопровождающие ее лица. И все. Единственное, в чем нас, работников Би-би-си ограничили в тот день, это непосредственное общение с монархом.
Елизавета сделала все, чтобы ее правление было человечным.
И в Британии ее любили именно за это. «Она стала тем моральным стержнем, той колонной, вокруг которой выстраивалась британская идентичность», – сказал мне в частной беседе один из видных английских журналистов.
«И многие в стране понимают, что с ее смертью многое изменится. Наверно, даже само наше национальное самосознание», – добавил он.
Англичане говорят о том, что Елизавета Вторая была для всей страны примером достоинства и человеческой теплоты.
И в этом, конечно, есть истина. Личными и по-семейному теплыми были ее рождественские обращения.
«Хотя для многих это время великого счастья и бодрости, Рождество может быть трудным для тех, кто потерял близких. В этом году я особенно понимаю, почему», – сказала она в прошлом году, когда потеряла мужа.
Одной из основных тем ее обращений была значимость домашнего очага, который назвала местом «тепла, дружелюбности и любви». Говорила она и о надежде в «темные времена».
Какой резкий контраст с бездушными выступлениями наших политиков, у которых не получается быть искренними, даже когда им очень этого хочется.
Я сказал слово «политик» и понял, что пора написать о том, как королева ухитрялась оставаться вне политики.
Смотрите, за время правления она назначила 15 премьер-министров, в том числе, и Уинстона Черчилля. Кстати, Лиз Трасс, назначенная буквально за пару дней до смерти королевы, на 101 год моложе Черчилля.
Премьеры, которых назначала королева, представляли две ведущие партии Великобритании: консерваторов и лейбористов. Елизавета не могла себе позволить выразить какое-либо отношение к результатам голосования и выбору английского народа. И она его не выражала. Может быть дома, в кругу семьи, она и высказывала свои политические взгляды, но ни одно такое ее суждение не попало в публичное пространство.
Кроме одного единственного случая.
Быть в самом сердце политических процессов, но при этом оставаться вне их – это огромная проблема и огромная ответственность.
Все мы помним, как Елизавету Вторую жестоко критиковали за ее отношение к смерти принцессы Дианы – бывшей жены ее сына. Были и другие поводы для критики. Но она всегда оставалась ровной, выдержанной, человечной, эталоном спокойствия. Внешне. Нам никогда не узнать о тех бурях, которые она скрывала от публики.
Потому что не королевское это дело.
Но давайте не будем спешить, потому что Елизавета не один раз показывала – ничто человеческое ей не чуждо. Она внешне спокойно относилась к рок-группе Queen, к ёрнической песенке The Beatles под названием HerMagesty (Ее величество), помещенной в альбоме AbbeyRoa
А в 2012 году, во время открытия лондонской Олимпиады, она «прыгнула с парашютом» с вертолета и вошла на трибуну стадиона вместе с Джеймсом Бондом. Прыгала, конечно, не она, но пойти на такое «снижение» образа монарха рискнул бы не каждый.
И, наверно, вы помните, как она сыграла саму себя в небольшом клипе вместе с медведем Паддингтоном.
Ее сын, король Карл III, будет, конечно, другим. Мне бы хотелось, чтобы он продолжил традиции своей мамы, делая добрые дела и говоря о человечности, семье и любви.
Ведь их так не хватает.