В России объявлена де-факто всеобщая, де-юре «частичная мобилизация». Причина — успешная украинская контратака и серия тактических поражений России в украинской войне.
К этому добавилось также фиаско президента России Владимира Путина на так называемой «сходке диктаторов» в Самарканде. Как бы Путин ни хотел представить себя гегемоном Востока против «диктатуры» Запада, его «потенциальные» партнеры, оказалось, с этим не согласны: они против войны и вообще заявляют, что пора заканчивать. Эти круги уважают только силу и насилие, а путинские армии, как выяснилось, не так уж и сильны: восемь месяцев уже не могут занять хотя бы заявленные ими территории.
И Китай, и государства Центральной Азии обеспокоены войной и совершенно не готовы нести на себе санкции США и коллективного Запада ради удовлетворения амбиций Путина.
Первой и главной причиной объявления «частичной мобилизации» был нейтралитет «коллективного Востока», отказ поддерживать проигрывающую и дискредитировавшую себя Россию, и ее лидера. Вторая причина: тактика «количества против качества», решение остановить украинское контрнаступление и, почему бы и нет, перейти в наступление пушечным мясом — ценой человеческих жизней.
Эта мобилизация стала началом дискредитации Путина и его диктаторского режима не только для внешнего мира, но и в самой России. Дискредитация, основанная на мобилизации, чревата серьезными социальными волнениями и прекращением растянувшегося на десятки лет общественного согласия.
Общественное соглашение «Путин — народ» имело два краеугольных камня: хлеб — за верность и война, но только по телевизору. Сейчас обе эти основы рухнули. В результате беспрецедентных санкций коллективного Запада рухнули основы общественного благополучия, затем уже дело напрямую коснулось жизни людей — путинского электората. Перефразируя классика, диктатура начала пожирать собственный электорат — детей общественного консенсуса.
Волна общественного недовольства и волнения началась сразу же: тысячи людей, спасаясь от военных сборов, спасая свои жизни, выстроились в очередь на границах. Десятки километров очередей на российско-казахстанской и российско-грузинской границах. Демонстрации в крупных городах и населенных пунктах, поджоги военкоматов, покушения на военкомов и т. д. Следует понимать, что из России уходит средний класс, основная рабочая сила и движущая сила экономики с высокой квалификацией, качественным образованием и конкурентоспособными профессиями. Как многие в шутку говорят, «фараон» Путин гонит из страны свой же народ.
Мобилизация также является шоком и настоящим испытанием для государственной машины, административной системы и коррупционно-клиентских сетей. Тысячи уклонистов, беспрецедентный рост взяточничества, фальшивые медицинские справки, отток квалифицированной рабочей силы, паралич экономики, нарушение хозяйственных механизмов, и все это в среде примерно 100 миллионов человек. Объявлено, что у РФ 25-миллионный резерв. С учетом их семей, в среднем, 25х4, получим не только военную, социальную и общественную, но и экономическую катастрофу.
По сути, пытаясь повысить ставки и шантажировать, чтобы больше напугать врага и заставить его отступить, Путин еще глубже погрузился в собственную авантюру, на этот раз открыв второй — внутренний фронт против собственного режима.
Шантаж приправлен угрозой применения атомного оружия, основой чего станут поспешно проведенные «референдумы о воссоединении» на оккупированных территориях Украины: Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях. Как с горечью пошутил главком ВСУ: «Мы разгромили профессиональную российскую армию, теперь пора покончить с любительской».
Получается, что путинский режим, находясь под беспрецедентными санкциями, испытывающий нехватку оружия и боеприпасов, несущий огромные людские и материальные потери, не имея возможности справиться с этими проблемами, вместо того, чтобы уменьшить размах своих амбиций, делает обратное. Еще больше поднимает планку своих ожиданий, увеличивая за счет оккупированных регионов территорию России, увеличивая количество и без того неуправляемых вооруженных людей, и пытаясь идти ва-банк, что может стоить жизни режиму, а России — беспрецедентного социально-политического кризиса.
Новая афганская война, но без бесконечных ресурсов СССР и несравненно высокого качества управления. Когда начнут поступать первые трупы и жертвы, путинскому режиму нынешние проблемы покажутся цветочками.
Лучшей попытки политического самоубийства трудно себе представить, когда наркоман в надежде, что облегчит потребность организма и телесные боли, все больше и больше увеличивает дозу наркотика. Тело однако уже не прежнее — для сохранения того, что осталось, требуется срочное хирургическое вмешательство.
Автор: Гор Мадоян