«Мертвые армяне будут напоминать о себе всегда»

Рубен Ишханян

История учит только тех, кто хочет у нее учиться, но политика не всегда этого желает. Иногда политика воспринимает обучение как отступление и принятие истории как доминанта над собой. Порой же это похоже на конфликт поколений, когда взрослые знают больше, но молодые видят иную реальность и хотят доказать, что времена другие. Только времена всегда одинаковые. И историю не переиначить.

На прошлой неделе у президента Турции Реджепа Эрдогана спросили, какова самая существенная преграда в открытии границ с Арменией.

Ответ был однозначен: «Мы будем делать все то же самое, что мы делали до сегодняшнего дня». Он говорит об этом не первый раз, словно напоминает о геноциде армян самим армянам.

Его высказывание адресовано и нам, и тем, кто болеет за Армению.

Пять лет назад он сказал практически то же самое: «Мы будем поступать с армянскими церквями так же, как это делали наши деды». Напомним, в 1914 году в Армянской патриархии Константинополя (пастырской территорией которого была Османская Турция) числилось около 200 монастырей и не менее 1600 храмов, из которых более половины не сохранились. Но разрушались не только церкви, библиотеки и иные учреждения: беспардонно изменялись официальные турецкие карты и учебники с целью полного отрицания факта существования Армении.

Термин «геноцид» вошел в политический обиход после второй мировой войны. Он появился в изданной Вашингтоне в 1944 году книге американского юриста Рафаэля Лемкина «Основное правило в оккупированной Европе» в связи с расследованием преступлений фашизма. Говоря формально, изначально термин «геноцид», действительно, к нам не был применим, поскольку он появился спустя тридцать лет после наших событий. Однако юридический смысл этого термина был расширен в Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», подписанной 9 декабря 1948 г. в Париже и ратифицированной всеми странами-членами ООН.

Турция не принимает факта геноцида армян. Достаточно вспомнить, как турецкое правительство поступило с Орханом Памуком в 2005 году, когда его привлекли к суду за признание роли Турции в уничтожении армян. Его спасли братья по перу, решившие дать ему Нобелевскую премию. Но ведь были и те, кому неповезло. Здесь можно вспомнить профессора Стамбульского университета Мурата Бельге, который сказал: «Это геноцид. Можно спросить: когда ты убиваешь два миллиона человек, как еще можно это назвать?». Или же турецкого журналиста и редактора армянского происхождения Гранта Динка, который был привлечен к ответственности за нарушение действующего в стране закона, запрещающего обсуждение прошлого. В итоге он был застрелен на улице, а его убийца позднее сфотографирован в компании лояльных полицейских.

Более десяти лет назад в одном из своих интервью турецкой службе BBC президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган рассказал, что в Турции проживают 170 тысяч армян, из которых 70 тысяч являются гражданами. «Еще свыше 100 тысяч мы терпим. И что я собираюсь сделать завтра? Если потребуется, я скажу этим 100 тысячам: «Отлично, теперь самое время вернуться в свою страну». Почему? Они — не мои граждане. Я не обязан держать их у себя в стране». Для внесения полной ясности глава Турции заявил, что если демократические собрания посмели завести речь об этнических чистках армян в двадцатом веке — он лично завершит эти чистки в двадцать первом!

В апреле 2010 года американский журналист, публицист и писатель английского происхождения Кристофер Хитченс написал эссе «Заткнитесь об армянах, или мы перебьем их снова», где назвал тогда еще премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана неуравновешанным. Он также сказал, что с подобным руководителем у великой страны нет шансов войти в состав ЕС или стать надежным членом НАТО. «А историю не обманешь — мертвые армяне будут напоминать о себе всегда. Или мы не должны прекращать делать это за них», — писал он.

Однако сторонников вступления Турции в ЕС не так мало. Многие из них утверждают, что Турция, являясь ключевой силой в регионе,  имея крупную экономику и вторую по величине армию в НАТО, может усилить позицию ЕС в роли глобального геостратегического игрока.

Сегодня мир не молчит, как любят жаловаться армяне. Многие хорошо знают нашу ситуацию, а также видят Азербайджан в роли исполнителя воли бывшей Османской империи.

Сегодня в центре Степанакерта проходят митинги. Для тех, кто вышел на улицу — это вопрос жизни. Последние заявления и шаги властей Армении вызвали всеобщее беспокойство относительно будущего Арцаха. «Если власти Армении оставят 120-130 тысяч своих соотечественников одних перед турецко-азербайджанским тандемом — это ни что иное как измена», — заявил руководитель фракции НС Арцаха «Справедливость» Давид Галстян.

15 ноября Сенат Франции обсудит предложенную сенаторами резолюцию о призыве ввести санкции против Азербайджана с требованием немедленного вывода вооруженных сил с территории Армении и обеспечение соблюдения о прекращении огня от 9 ноября 2020 года. Это для нас важно, однако до конца недели события еще не раз будут меняться. Не нужно ждать помощи от более сильных стран, которых вовлекают в третью мировую войну. Как и не стоит говорить о коллективной ответственности, которой нет. Сейчас каждый в ответе за себя, за окружающую действительность и возможность не позволить повторить геноцид армян. Если не выдержим, отступим, будут добивать. А мы пока не утратили способность решать собственную судьбу.

 

@2025 – Lava Media. Все права защищены.