Вот и Астана осталась позади. Еще одно место на карте мира, в котором высказались о наболевшем премьер-министр Армении и президент Азербайджана. В сущности, в своих выступлениях на очередном саммите СНГ в Астане они вновь подтвердили, что так же далеки от подписания мирного договора, как и год назад, как и месяц назад, как и вчера.
Лидеров двух стран снисходительно выслушали. Кто-то откровенно зевал, кто-то что-то чертил на бумажке, и вывод о том, что выслушать выслушали, но никого это всерьез не обеспокоило, не взволновало, напрашивается сам собой. А между тем Алиев в очередной раз поставил Армении ультиматум: полное разоружение Нагорного Карабаха и экстерриториальный коридор из Азербайджана в Нахиджеван и Турцию. Другими словами, Азербайджан претендует еще на один регион Армении, в противном случае — новая война.
Разумеется, мне и в голову не приходит, что кто-то на саммите мог бы одернуть зарвавшегося диктатора с берегов Апшерона, и я уверен, что никто здесь не стал бы давить на Баку с тем, чтобы он вывел свои войска с оккупированных армянских территорий, прекратил обстреливать города и села суверенной Армении.
Судите сами. Ни один мускул не дрогнул на мужественном лице главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова, когда его армянский коллега Арарат Мирзоян наконец-то высказался о том, что хорошо бы России и ОДКБ продемонстрировать более вменяемую позицию в отношении сентябрьской агрессии Азербайджана против Армении. Армении, мол, хотелось бы почувствовать спину Москвы. Опять же, внимательно выслушав своего армянского коллегу, Лавров сказал о необходимости подготовки и подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном и демаркации с делимитацией армяно-азербайджанской границы.
Армянских начальников слушают, но не слышат. Еще пример «повышенного» интереса Москвы к делам скорбным на Южном Кавказе, на этот раз от российского президента: РФ «обращает внимание на некоторые события, связанные с отношениями между Азербайджаном и Арменией». Далее то же отношение, «интерес и внимание» демонстрируют и другие российские политики и государственные деятели. Общие слова, призывы к обеим сторонам, выражение озабоченности, интереса, слова, слова, много слов. Демонстрация демонстрации, если хотите.
И, разумеется, ни слова осуждения в адрес Азербайджана, осуществившего агрессию в отношении суверенной Армении и, по сути, нарушившего общую границу как ЕАЭС, так и ОДКБ. Никто не призвал Баку незамедлительно вывести свои войска с территории Армении. Словно все так и должно быть. И никому, ни одному деятелю от политики и в голову не приходит — как, каким образом можно и нужно провести на армяно-азербайджанской границе работы по демаркации и делимитации, когда азербайджанские вооруженные силы не просто оккупировали часть территории Армении, но и закрепляются здесь, выстраивая бетонные укрепления? Как, каким образом на этом фоне можно говорить о необходимости и возможности подписания мирного договора?
Понятно, что на этом фоне слова президента Франции Макрона в поддержку Армении стали бальзамом на измученные души армян. Трудно сказать, чем закончится европейская попытка урегулирования наших проблем. Никто не знает, насколько больше или меньше Москвы и Ко европейцам удастся сделать. И я не знаю. А значит, пока не стоит декларировать их неудачу в будущем. Как бы там ни было, Москва, судя по ее шагам в нашем регионе, интерес конкретно к Армении утеряла напрочь, а через силу, понятно, никому ничего делать не следует. Выбор в Кремле сделан — легким движением руки Москва предоставляет Турции роль крупнейшего в регионе газораспределительного и зернового узла, а Азербайджану — главного военно-политического союзника Анкары. Армения России не навредит (ну, куда она денется?!), а с этими нужно быть поаккуратнее. У них байрактары и наглости им не занимать…
Я не говорю о том, что Армении нужно все бросать и кидаться в объятия так называемого объединенного Запада, нет. Но Запад этот, осудив Азербайджан, хотя бы посочувствовал нам. Я только о том, что Россия меняет курс и с нами теперь, похоже, делить ничего не хочет. И речь, прежде всего, об ответственности. Чего же навязываться зря?!
И тут нелишне будет напомнить, что рядом оказывается один-единственный игрок, которому чужие игры в регионе не очень-то нравятся. Расклады Москвы, Анкары и Баку ему явно не по душе. Речь об Иране, с которым Еревану давно следовало установить такие отношения, чтобы всем был виден и понятен дуэт, с которым лучше не ссориться. И Иран, кстати, в этой большой игре своего слова еще не сказал.
Ашот Газазян