Армяно-российские союзнические отношения находятся в агонии. Причина кроется в региональной политике России. Наглядным свидетельством стало недавное заявление президента Франции о том, что Россия использует Карабахский конфликт и ведет игру Азербайджана при поддержке Турции, ослабляя тем самым Армению. «Видите, что происходит? Это попытка России создать нестабильность. Россия хочет создать хаос на Кавказе, дестабилизируя всех нас», — сказал Макрон.
Эти слова вызвали такой резонанс и так задели «нервы» России, что сначала ему ответила официальный представитель МИД России Мария Захарова, а уже в Астане — сами Путин и Алиев.
Главы России и Азербайджана, перебивая друг друга, обвинили Макрона в неподобающем поведении, ругани и клевете. Более яркого доказательства, что слова Макрона достигли цели и являются отражением действительности, нельзя было и представить.
К этому добавился демарш министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна в Астане на встрече с главой МИД России Сергеем Лавровым. Говоря о сентябрьской агрессии Азербайджана, Мирзоян поставил перед Лавровым множество неожиданных, но долгожданных вопросов, заявив: «В ООН некоторые страны, с которыми нет длительной истории дружбы и стратегического партнерства, выступили с заявлениями, которые более объективно и ясно отражали ситуацию на армяно-азербайджанской границе». Этим он дал понять, что в случае с Россией армянская сторона не увидела такой оценки.
Ранее мы отмечали, что для нашего «союзника» азербайджанская агрессия и фактическая оккупация суверенной территории Армении являются всего лишь «инцидентами». Для России агрессия Азербайджана не агрессия, а результат того, что границы не уточнены, и без разблокировки коммуникаций все эти вопросы отдельно друг от друга решаться не могут.
В этом контексте выступление Арарата Мирзояна было направлено на то, что Россия фактически отказывается от выполнения союзнических обязательств.
Россия де-юре и де-факто отказывается от армяно-российского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1997 года, переводит на Армению стрелки своего преступного бездействия или, если хотите, временного бессилия.
Лавров во время встречи с Мирзояном прямо обвинил Армению в том, что они «узнали из новостей», что Армения обсуждает вопросы армяно-азербайджанского мирного договора со своими партнерами на Западе и не созвала заседание Совета безопасности ОДКБ, так как «у Армении на это не было времени». В ответ Мирзоян тут же парировал и напомнил, что реальность диаметрально противоположна: Армения неоднократно обращалась к членам ОДКБ с призывом созвать заседание ОДКБ, но им было «не с руки» принять в нем участие.
Следует отметить, что Мирзоян не забыл «оставить место» для будущих переговоров, в частности сказав: «Очень важно знать позицию России по этим вопросам, мы хотим чувствовать поддержку России и двигаться вперед в духе трехсторонних договоренностей в урегулировании армяно-азербайджанских отношений. Мы к этому готовы».
Иными словами, как бы справедливо ни звучали вопросы, обвинения и подозрения властей Армении и армянской общественности в том, что Россия ведет двойную игру, обслуживая свои сиюминутные интересы, подчиняет им суверенные интересы своего союзника — Армении, тем не менее мосты не только не сжигаются, но и подчеркивается готовность армянской стороны двигаться в соответствии с трехсторонними договоренностями.
Но для этого прежде необходимо, чтобы Россия, в соответствии с договором 1997 года, выполнила свои союзнические обязательства и не торговала интересами и территорией Армении в угоду другому союзнику и нынешнему фавориту — Азербайджану.
Гор Мадоян
Перевод с армянского