Армения должна решить проблемы со своими соседями сама. С помощью посредников, разумеется. А посредники есть. Есть Россия, и есть Запад.
Оба предлагают себя в качестве посредников, но цели у них разные. Запад хочет установить мир в нашем регионе и вытеснить из него Россию, а Россия пытается за счет неурегулированного армяно-азербайджанского конфликта остаться в регионе и управлять им. Армения должна решить, какое направление выберет.
В одном случае Армения продолжает оставаться в сфере влияния России, продолжает иметь управляемый Россией конфликт, а в другом случае в конфликте ставится точка, и Армения становится спутником Запада.
Нравится нам это или нет, но в обоих случаях Арцах остается частью Азербайджана. Ни Запад, ни Россия не ставят под сомнение территориальную целостность Азербайджана, включая Арцах. Тонкость в формулировках.
Россия предлагает параллельно с подписанием и реализацией армяно-азербайджанского мирного договора, по которому Армения должна признать территориальную целостность Азербайджана, продолжить обсуждение вопроса о статусе Арцаха. Тем самым продолжается конфликт, чем оправдывается присутствие России в регионе, в то время как Запад предлагает положить конец конфликту, подписать мирный договор, параллельно решив проблемы безопасности армян Арцаха таким образом, чтобы они продолжали жить безопасно на своей родине.
Все участники переговорного процесса, страны-сопредседатели Минской группы — Россия, Франция, США, авторитетные международные структуры — годами подчеркивали, что не ставят под сомнение территориальную целостность Азербайджана. Наряду с ослаблением наших позиций в переговорном процессе, в 2000-е годы эта точка зрения все более укреплялась, а после 2016–2017 годов вопрос о статусе Арцаха отошел на второй план: от Армении требовались только уступки. Это не секрет. Об этом президент Серж Саргсян заявил в Национальном собрании Армении.
В 1990-х такого однозначного утверждения не было. В то время речь шла о взаимных уступках, в результате которых если не сразу, то путем продолжающихся дискуссий Арцах должен был получить статус. Но переворот 1998 года, устроенный максималистами в Армении, закрыл окно этих возможностей.
Сегодня, когда мы исключительно по своей вине потеряли все и у нас нет никаких козырей, говорить, что при том или ином выборе мы можем получить Арцах, является заблуждением или придуманной в пропагандистских целях ложью.
Ни одно из предложенных решений не исключает Арцах из состава Азербайджана, но они ведут нас к разным вехам. В этом смысле выбор Армении — цивилизационный. Если мы пойдем по пути, предложенному Россией, конфликт будет продолжаться. Продолжающийся конфликт, естественно, разожжет вражду сильнее и приведет к новым войнам и новым потерям. Это заставит нас оставаться в сфере российского влияния, быть сателлитом России. В лучшем случае у нас будет ситуация, которая была вчера и есть сегодня.
Будем и дальше сравнивать себя с такими странами, как Беларусь, Россия, Узбекистан и Азербайджан, и радоваться, что мы не совсем такие, как они, но в то же время будет грустно, что мы на пути к тому, чтобы стать такими. А в случае выбора варианта Запада конфликту будет положен конец, регион станет мирным, откроются границы, и наметится путь, ведущий в цивилизованный мир.
В данный момент Армении нужен реальный, а не бумажный мир. Чем скорее, тем лучше. Выбор за нами. Нет такого понятия, как пророссийский или прозападный, есть выбор, кем быть.
Перевод с армянского