Политические силы, требующие отставки Никола Пашиняна, неустанно подчеркивают «антинациональный» характер нынешнего премьер-министра и его правительства и утверждают, что Арцах возможно спасти только при консолидации «национальных сил». Более того, они определили, какие из правительств Армении были «национальными», а какие — «антинациональными».
Левон Тер-Петросян и его «выкормыш» (определение опять же принадлежит оппозиции, то есть «национальным силам») Никол Пашинян решили/решил признать Арцах частью Азербайджана, а вот Роберт Кочарян и Серж Саргсян выступают против этого коварного плана.
В 1991-1994 годах, когда был освобожден Шуши, был открыт Лачинский гуманитарный коридор, по которому осуществлялась связь Арцаха с Арменией, и была сформирована зона безопасности — освобожденные территории. Президентом Армении (1991-1998 гг.) был Левон Тер-Петросян.
«Национальная» оппозиция и «национальная» историография утверждают, что Тер-Петросян был против освобождения Шуши и расширения зоны безопасности вокруг Арцаха, что освободительная война велась независимо от воли первого президента и что он даже не знал об операции по освобождению Шуши в 1992 году. Второй президент Роберт Кочарян в книге «Жизнь и свобода» использует всевозможные уловки, чтобы принизить роль Тер-Петросяна и приписать победу себе.
На секунду допустим, что в 1991-1994 годах Арцах был освобожден отрядами оппозиционеров — Национального демократического союза, Национального самоопределения, Дашнакцутюн, Республиканской партии, а также нашим героическим народом Арцаха, Армении и нашей диаспорой. Но тогда что мешало тем же «национальным» силам и их лидерам во время 44-дневной войны 2020 года, вопреки воле Тер-Петросяна и его «выкормыша» Никола Пашиняна, сохранить сформированный победой 1994 года статус-кво?
7 ноября 2020 года азербайджанские войска уже установили контроль над большей частью Шуши, а накануне была масштабная эвакуация. По приказу президента Араика Арутюняна оставшееся население Арцаха было эвакуировано, правительство перенесено в Гандзасар, Степанакерт мог пасть в считанные часы. Что мешало приватизировавшим победу в первой Арцахской войне «национальным» силам спасти Шуши и отбросить врага?
Победа и поражение в войне являются совокупностью многих факторов. Роль личностей, несомненно, важна. Порой она может быть решающей, даже судьбоносной. Армянская историография, однако, ставит в основу наших успехов и неудач такие категории как «национальный» и «антинациональный», «патриотизм» и «предательство», «проармянский» и «протуркский».
Если победа в первой Арцахской войне 1991-1994 годов — это заслуга оппозиции, то точно так же оппозицию можно считать первой ответственной и виновной в поражении в 44-дневной войне. Но Роберт Кочарян и действующие под его эгидой светские и несветские силы продолжают считать победу своей, а поражения — исключительно Пашиняна.
Если войну выигрывает «национальное» правительство, а проигрывает «антинациональное», то катастрофы 1920 года вообще не должно было случиться. Армения не должна была за 6-7 недель потерять половину территории, включая всю Карсскую область и провинцию Сурмалу, не должна была соглашаться на вхождение Арцаха в состав Советского Азербайджана, не должна была передавать власть большевистскому революционному комитету.
Если руководствоваться стандартами «национальной» историографии, то вина за катастрофу 1920 года и потерю 30 тысяч квадратных километров территории должна быть возложена исключительно на дашнакское правительство и его премьер-министра Амо Оганджаняна.
Фальсификация истории и ее освещение в свете партийных предпочтений, переоценки собственных сил и недооценки противника, построение политики на мечтах и мифах, неправильная оценка времени и возможностей приводят к катастрофе, с чем и столкнулся армянский народ в 1920 и 2020 годах, в первом случае по вине «национального», во втором — «антинационального» правительства.
Перевод с армянского