Незнание армянского языка и преклонный возраст не помешали корреспонденту AliqRu получить удовольствие от уникальной музпостановки.
Премьера «MookOpera» (то есть, по сути, «Мышопера», «мук» по-армянски «мышь») состоялась 1 июня этого года. Это первая детская опера в репертуаре Оперного театра Армении за полвека. Предыдущая была поставлена в 1978 году. При этом «Мышопера» — первая постановка, в основе которой лежит оригинальный сценарий, а не адаптация существующего литературного произведения.
По словам создателя оперы, Криста Манаряна, он специально написал максимально легкое либретто, чтобы не перегружать детей. Длится произведение тоже совсем недолго по сравнению с «настоящими операми», всего около 50 минут.
Вместе с тем, во всех остальных отношениях — музыкальном, сценографическом и хореографическом — «Мышопера» едва ли уступает произведениям для взрослых в репертуаре театра, с понятной поправкой на детское содержание.
Для Криста Манаряна, больше известного в качестве актера и сына великого армянского артиста Ерванда Манаряна, «Мышопера» — по сути, дебют в большой композиторской форме. Притом музыкальный опыт у него уже был — в 90-е Манарян сочинил несколько саундтреков к армянским фильмам, в том числе к популярной в РА комедии «Наш двор».
Вместе с тем, детской темой в оригинальном разрезе Манарян активно занимался и раньше: например, в 2020 году вышла детская книга «Фэло и поезд сумасшедших» про приключения удивительного кота, а в 2022-м еще одна детская книга, в которой «сказочник Командир Крист и два его незаменимых помощника Мох и Дмблдох путешествуют по бескрайнему Космосу на своем ХопляТире в поисках Планеты Предков».
На премьерной встрече с журналистами Крист Манарян рассказал, что написать детскую оперу ему предложил врио директора Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна, дирижер Карен Дургарян.
«Был поздний час. Я сел и сразу написал. В ту ночь я не спал от воодушевления, радости и творческого волнения. Укажу очень важную вещь: Карен Дургарян дал мне свободу, о которой, наверное, мечтают многие деятели искусства. Я был свободен, это очень помогло мне в развитии произведения, поиске героев», — сказал К.Манарян.
Сюжет оперы незамысловат. У мышонка день рождения, мама-мышка хочет преподнести мышонку подарок. На кухне почти нет еды, она отправляется за пшеном, чтобы смолоть муку и испечь торт. Пшено растет на другом берегу реки, через которую персонажам помогают переправляться Лягушки. По пути мама-мышь попадает в лапы совы. На помощь приходят друзья, в том числе Кошка и Арбузик (поющий арию о том, какой он вкусный, «ням-ням-ням»). Все заканчивается хорошо, все едят торт и поют песню о дружбе.
«Мама-мышка не знает, что делать, но она должна сотворить чудо. Ведь она — родитель, а родительство, прежде всего, означает самопожертвование», — сказал в июне Крист Манарян. Он также добавил, что «сказки — модели реальности, только закодированные». Что это означает применительно к конкретному спектаклю, не совсем ясно, но корреспондент AliqRu заранее пообещал себе не искать в «Мышопере» политические аллегории.
Наверное, надо уже ответить на главный вопрос: понравится ли постановка вашему ребенку? Скорее всего да! Представление очень яркое и красочное, со множеством спецэффектов, колоритными персонажами и постоянной фоновой активностью статистов, чтобы куда бы ребенок ни переключил внимание, везде ему было интересно. Также спектакль станет отличным мостиком к восприятию классического искусства, если вы захотите заинтересовать им вашего ребенка в будущем.
Смутила феноменальность отдельных моментов (да, я осознаю, что анализирую детский спектакль): например, почему Кошка выступает на стороне мышей? Почему именно Арбузик приходит ей на помощь? Что это за психоделическая сцена ближе к концу, когда из торта вдруг появляется толпа не участвовавших ранее в действии тропических зверей, включая зебру, ящера, жирафа и, почему-то, бабочку (в субтитрах также был заявлен верблюд, но я его не заметил), которые начинают драться между собой?
Еще хочется отметить, что образ Кошки, пожалуй, чрезмерно эротизирован, как будто она пришла из какого-то другого спектакля-бурлеска. Про ее кордебалет из девочек-кошечек, одетых как Селина Кайл из бертоновского «Бэтмена» я и вовсе молчу.
Во всем остальном — отличный спектакль, который понравится и детям, и взрослым. Даже жалко, что очень дорогая, по-видимому, постановка, не собрала и ползала. Обязательно посетите следующий показ «Мышоперы», в субботу, 18 ноября, в 13.00.