В среду во время представления отчета правительства за 2023 год премьер-министр Армении выступил в парламенте с большой речью, в которой затронул все важные вопросы последнего времени.
Захват Арцаха (Нагорного Карабаха) как поворотный момент истории Армении:
То, что произошло в Нагорном Карабахе, на самом деле было не про Нагорный Карабах, это был очередной заговор для уничтожения государственности Армении. Это было попыткой реализовать программу, которую не смогли завершить в ноябре 2020-ого, в феврале 2021-ого, в мае 2021-ого, в сентябре 2022-ого года, с очень конкретными целями — вовлечь Армению в войну, создать в Ереване внутриполитический хаос, свергнуть легитимное правительство и установить марионеточное правительство, а по сути — комиссию по ликвидации Республики Армения. Это не удалось им по ряду причин.
О разрыве между исторической и реальной Арменией:
Историческая Армения и реальная не только несовместимы, но создают серьезнейшие угрозы друг для друга… Я и правительство, будучи долгое время носителями психологии и традиции исторической Армении, только в 2022 году констатировали, что ключевой фактор безопасности Армении игнорировался, и это произошло с первых дней нашей независимости. Этот фактор — международно признанные границы Республики Армения, ее международно признанная территория.
Только после войны в сентябре 2022 года я бесспорно и однозначно убедился в том, что фиксация международно признанной территории Армении может стать дополнительным и решающим фактором для гарантирования безопасности нашей страны в краткосрочном и долгосрочном плане. И с этого момента начался политический и психологический процесс, который можно назвать процессом делимитации между существующей Арменией и исторической.
Об отношениях с Россией:
Межгосударственные отношения Армения-Россия переживают не лучшие времена, но их важность для нашей государственности, суверенитета, безопасности, экономики трудно переоценить. Мы действительно не сделали ни одного неверного шага в наших отношениях с Россией. Нет места, где наши партнеры могли бы уличить нас в невыполнении наших обязательств. Обратных случаев, к сожалению, много.
О зеркальности риторики Азербайджана и Армении:
Возвращаясь к теме агрессивной риторики, хочу подчеркнуть, что и в Армении, и в Азербайджане часто не замечают взаимосвязанность, а в некоторых случаях — зеркальность этого явления. Во многих случаях азербайджанская риторика предопределяет нашу, а наша риторика их. Конечно, тут есть и клубок «яйца и курицы» — кто был первым, почему, как и в какой логике. Но очевидно, что в интересах наших стран и региона остановить этот маховик, и мы готовы прикладывать усилия в этом направлении.
Запад не будет все делать за Армению:
У нас формируются искусственные, но иногда и неискусственные ожидания, что какие-то друзья или союзники должны прийти и решить наши проблемы. Мы должны решать все наши проблемы, это психологическая формула суверенитета. Противоположное логике вассала, форпоста. Чтобы иметь независимое государство, мы должны выйти за рамки этой логики. Вместе с тем, политический контекст встречи в Брюсселе 5 апреля в следующем։ разрушаются все усилия по представлению Армении на Западе как страны с агрессивной политикой. А сама встреча, которая имела социально-экономическую и политическую повестку и суть, была беспрецедентной как по формату, так и по значимости.
О начале делимитации границы:
Мы не против начать процесс делимитации границ между Арменией и Азербайджаном с Тавушской области Армении и участков 4 сел Газахского района Азербайджана. Гарантирует ли начало процесса с этого участка безопасность? Нет, не гарантирует безопасность. Но отказ от решения имеющихся вопросов гарантирует последовательное увеличение угроз безопасности и, в первую очередь, нужно нейтрализовать эту негативную гарантию.